Запасы товарные

Добавлено в закладки: 0

Что такое товарные запасы? Описание и определение понятия.

Запасы товарныеТоварные запасы – это запасы готовой продукции у производителя, которые создаются с целью обеспечения товарного непрерывного оборота.

Объём запасов варьируется зависимо от баланса предложения и спроса. Товарные запасы могут быть не лишь у самих производителей, но и у организаций, которые реализуют на рынке товары.

Товарные запасы необходимо предусмотреть соответственно с договором поставки, по которому производят своевременные платежи. Запасы делят на два класса по принципу адресата: предметы потребления и товарные запасы средств производства.

Рассмотрим, более детально, что значит товарные запасы.

Товарные запасы на торговых предприятиях

Производство, обращение и потребление – эти процессы происходят постоянно. Однако, они не совпадают в пространстве и во времени. Именно для того, что бы обеспечить их непрерывность используются товарные запасы.

Товарные запасы – это часть товообеспечения, которая является совокупностью готовых товаров во время их передвижения из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы накапливаются на всех этапах движения товаров, а именно на складах предприятий-изготовителей и во время пути, на оптовых складах и розничных торговых компаниях.

Именно соответствие спроса и предложения достигается благодаря товарным запасам. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.

Факторы, необходимые для образования товарных запасов:

  • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров;
  • особенности территориального положения производства;
  • фактор транспортировки товаров;
  • звенность товародвижения;
  • возможности для хранения товара.

Особенности классификации товарных запасов

Товарные запасы классифицируются по следующим признакам:

  • местонахождение (в оптовая либо розничная торговля, в промышленности, в пути);
  • сроки (на начало и на конец определенного периода);
  • единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении или относительные — в днях товарооборота);
  • назначение.

В свою очередь в зависимости от назначения товарные запасы делятся на такие:

  • текущего хранения, для обеспечения повседневных нужд торговли;
  • сезонного назначения, для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения;
  • досрочного завоза, для обеспечения бесперебойной торговли в труднодоступных местностях на время периода между сроками ввоза товаров;
  • целевого назначения, для реализации определенных целевых мероприятий.

Управление товарными запасами

Сегодня большое значение приобретает местонахождение товарных запасов. Большинство товарных запасов сосредоточено в розничной торговле, что нельзя относить к положительному фактору.

Товарные запасы должны постепенно перераспределятся между звеньями торговли так, чтобы большая доля принадлежала оптовой торговле.

Основной задачей образования товарных запасов в оптовой торговле состоит в обслуживании потребителей, а в предприятиях розничной торговли они нужны для формирования широкого и устойчивого ассортимента для удовлетворения покупательского спроса.

Размер товарных запасов по большей части определяется объемом и структурой товарооборота торговой компании. Значит, одна из важнейших задач торговых компаний заключается в поддержании оптимальной пропорции между величиной товарооборота и непосредственно размером товарных запасов. Для этого необходима четко отработанная система управления товарными запасами. Что в свою очередь означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговой компанией целям. Управление запасами предполагает:

  • их нормирование. Разработка и установление их требуемых размеров для определенного вида товарных запасов;
  • их оперативный учет и контроль. Ведется на основании действующих форм учета и отчетности, в которые вносят остатки товаров на начало периода, данные о поступлении, и продаже;
  • их регулирование. Поддержание их на определенном уровне.

При недостаточном размере товарных запасов появляются трудности с обеспечением товарооборота предприятия, а также с устойчивостью ассортимента.

Излишние запасы вызывают убытки, рост потребности в кредитах и увеличение расходов на выплату процентов по ним, а также увеличение расходов по хранению запасов. В общем, это ухудшает финансовое положение торговых предприятий.

Показатели товарных запасов

Товарные запасы подвергаются анализу, планированию и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели выражаются, как правило, в денежных и натуральных единицах. Их применяют при выполнении бухгалтерских операций. Однако с их помощью не представляется возможным определить меру соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.

Относительные показатели, позволяют сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий.

Одним из относительных показателей, является величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Он характеризует фактор обеспеченности товарными запасами к определенной дате и показывает, на какое число дней торговли, при определенном товарообороте, будет достаточно данного запаса.

Еще одним относительным показателем есть товарооборачиваемость. До этапа продажи каждый товар относится к категории товарного запаса. С точки зрения экономики такая форма существования товара есть статичной, хотя физически он может находиться в движении. Поэтому товарный запас является изменяющейся величиной, ведь он все время вовлечен в товарооборот, продается и в итоге перестает быть запасом. Так как товарные запасы регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой меняется из-за определенных хозяйственных условий.

Товарооборачиваемость дает возможность оценить и измерить количественно время и скорость их обращения.

Время товарного обращения определяется как период, в продолжении товар перемещается от производителя к потребителю.

Расчеты средней величины товарных запасов определяются двумя причинами:

  • для приведения к сопоставимому виду данных о товарообороте, учитывающимся за конкретный период, и товарных запасах, учитываемым на конкретную дату;
  • в пределах каждой совокупности товаров существуют разновидности с разным временем обращения, и возможными случайными колебаниями размера запасов и объема товарооборота, которые нужно сгладить.

Если товарооборачиваемость выражается в днях товарооборота, тогда она указывает на период, во время которого товарные запасы находятся в сфере обращения, или оборачивается средний товарный запас.

Между временем и скоростью товарного обращения существует зависимость обратно пропорционального характера. При уменьшении времени и увеличении скорости товарного обращения возможно осуществлять больший объем товарооборота при меньших размерах товарных запасов, а это способствует уменьшению товарных расходов, то есть уменьшению расходов на хранение товаров и оплате процентов за использование кредитов.

Показатели величины товарных запасов и товарооборачиваемости взаимосвязанными и находятся в зависимости от таких факторов:

  • внутренняя и внешняя среда торгового предприятия;
  • объем производства и качество товаров промышленных или сельскохозяйственных предприятий;
  • сезонность производства;
  • объем импорта;
  • широта и обновляемость ассортимента;
  • звенность товародвижения;
  • колебание спроса;
  • насыщенность рынка товара;
  • распределение запасов между оптовыми и розничными торговыми звеньями;
  • физико-химического свойства товара, определяющего срок их хранения и частоту поставок;
  • размер цен и соотношение спроса и предложения на определенные товары;
  • объем и структура товарооборота данного предприятия.

Скорость товарооборачиваемости различных товаров разница. Доля товаров с низкой скоростью оборота выше в товарных запасах и наоборот. Несмотря на не высокую скорость продажи некоторых товаров, торговые предприятия не спешат убирать их с поставок. Причины тому таковы:

  • отсутствие возможности изменить товарное назначение;
  • сужение ассортимента и, соответственно, круга покупателей;
  • невозможность поддержание отпускной цены на уровне конкурентов.

Для этого необходима возможность, при необходимости,  знать и анализировать величину товарных запасов.

Методы анализа и учета величины товарных запасов

Расчетный метод:

  • Проводится анализ величины товарных запасов, товарооборачиваемость и их изменение;
  • Инвентаризация. Другими словами полный пересчет каждого товара. Данные подвергаются оцениванию в натуральном выражении в действующих ценах и сводятся по категориям товара в общую сумму. Этот метод позволяет определить, какие именно товары пользуются большей популярностью, и впоследствии делать обоснованные заказы, оптимизировать вложения средств в товарные запасы, принимать мудрые решения по оптимизации ассортимента. Этот метод имеет трудоемкую характеристику и мешает предприятию работать в полном объеме;
  • Сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного учета. Подсчету подвергаются товарные места, это количество ящиков, рулонов или мешков. Далее делается пересчет, то есть определяется количество товаров, которое в итоге оценивается по актуальным ценам. Этот метод не имеет показателя высокой точности.

Балансовый метод:

Основывается на использовании балансовой формулы. Он характеризуется меньшими затратами труда и обеспечивает быстрое проведение оперативного учета и анализа товарных запасов с учетом взаимосвязи с остальными показателями.

Используя данный метод невозможно исключить из расчета разные не учтенные потери, что может привести к определенным искажениям величины товарных запасов.

Что бы управлять товарными запасами, определять их оптимальную величину принято использовать:

  • технико-экономический расчет с использованием определенных формул;
  • систему с установленной постоянной величиной заказа;
  • систему с постоянной периодичностью повторения заказа.

Технико-экономический расчет задействуется и в розничной, и в оптовой торговле. Одним из его способов является последовательное определение оптимальной величины товарных запасов на каждом этапе товародвижения с дальнейшим суммированием полученных на каждом этапе результатов.

Остальные способы обычно применяются в розничной торговле, по причине того, что требуют постоянных проверок наличия товара.

Задача упомянутых способов состоит в следующем: для доведения величины товарных запасов до необходимого уровня нужно делать заказы одинакового количества товаров через любые промежутки времени, по мере необходимости, или делать заказы необходимого количества товаров через равные временные промежутки.

На практике, в торговле величину необходимых товарных запасов принято определять при помощи следующих способов:

  • отношением данного товарного запаса на конкретную дату к объему реализации на указанную дату за предшествующий период;
  • числом недель торговли, на которое будет достаточным определенного товарного запаса. Как исходные данные берется запланированная товарооборачиваемость;
  • учет реализации по как можно более дробным товарным группам.

Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров

Фактические и плановые товарные запасы находят свое отражение в абсолютных суммах и в относительных величинах, например в днях запаса.

Анализируя фактическое наличие запасов товара необходимо сопоставление с нормативом запасов абсолютных сумм, и дней запаса. таким образом можно определить сверхнормативные товарные запасы, а также установить причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.

Сверхнормативные запасы товаров могут образовываться по следующим причинам:

  • невыполнение планов товарооборота;
  • доставка товаров в торговое предприятие в количествах, которые выше спроса на них;
  • при нарушении срока поставки товаров;
  • несоответствие комплектности поставляемых товаров;
  • нарушение нормальных условий хранения товаров.

Анализируя относительные показатели, то есть остатки в днях запаса, необходимо учитывать следующие нюансы:

  • изменение объема товарооборота;
  • изменение абсолютной величины товарных запасов.

Затем нужно выяснить меру влияния определенных факторов на величину показателя среднегодового запаса товаров, а именно:

  • изменение объема товарооборота;
  • изменение структуры товарооборота. Когда в общей сумме товарооборота растет доля товаров, характеризующихся медленной товарооборачиваемостью, тогда запасы товаров растут, и наоборот, если растет доля товаров с более быстрой товарооборачиваемостью товарные запасы – снижаются.
  • оборачиваемость товаров. Этот показатель может охарактеризовать среднее время, по прошествии которого капитал, направленный на формирование товарных запасов, возвращается назад, принеся собой доход от продажи товаров.

При проведении анализа следует выяснить, по каким причинам было вызвано замедление товарооборачиваемости. Ими могут быть:

  • накопление сверхплановых товарных запасов;
  • снижение суммы товарооборота.

Для начала принято рассматривать товарооборачиваемость всех товаров в целом. Далее — по определенным видам товаров.

Поставки товаров по отдельно взятым поставщикам, или по выбранным видам товара, количеству и срокам их поступления можно анализировать за любой временной промежуток.

Мы коротко рассмотрели что такое товарные запасы, их классификацию, управление товарными запасами и их анализирование. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Запасы товарные”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: