Финансовый сектор экономики

Добавлено в закладки: 0

Что такое финансовый сектор экономики? Описание и определение понятия

Финансовый сектор экономики – это совокупность заведений, которые оказывают населению и предприятиям финансовые услуги. Обычно, он включает бюджетную, налоговую, кредитно-денежную системы.

Этот сектор влияет непосредственно на улучшение реального экономического сектора через его фондирование, так как является кассовым центром и обеспечивает, с помощью финансовых инструментов, доступ заемщиков к различным финансовым ресурсам. Кроме того, к области деятельности этого сектора относят оказание консультационных, инвестиционных, страховых услуг различным экономическим субъектам.

При анализе финансовой сферы (финансового сектора) исследуют бюджетную налоговую систему страны и ее бюджетную налоговую политику, кредитную денежную систему и кредитную денежную политику страны и состояние фондового рынка. Этот анализ часто совмещают с анализом денежных ресурсов страны.

finansovyj-sektor-ekonomiki-1Фискальная (бюджетная налоговая) система страны включает в себя налоговую и бюджетную системы. Налоговая система — это совокупность обязательных платежей, которые взимаются в стране в виде сборов, налогов, пошлин, налоговых органов и правил их оплаты. Налоги по способу взимания можно поделить на косвенные и прямые (в постсоветских странах первые преобладают), по характеру ставок — на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные (последние два типа налогов являются редкими в постсоветских государствах), по объектам поступлений — на местные, федеральные, региональные (часто один налог «расщепляют» между местными, федеральным, региональными бюджетами).

Сравнивая объем налогов, которые поступают в бюджет, с размерами ВВП страны, можно определить величину налогового бремени (налоговой нагрузки), которая тяготеет в постсоветских странах к среднемировому размеру. Важно при этом объявить, на чьих плечах находится главная часть налогового бремени — на физических или юридических лиц. Для того, чтобы рассчитать налоговое бремя юридических лиц измеряют обычно отношение налогов, которые выплачиваются фирмами к их прибыли, а когда рассчитывается налоговая нагрузка физических лиц сопоставляют доходы хозяйств с выплаченными ими косвенными и прямыми налогами. В России, к примеру, на оплату налогов хозяйства тратят приблизительно Уз собственных доходов, в основном, на косвенные налоги при приобретениях услуг и товаров. Распределение бремени налогов по различным типам налогов обыкновенно детально отображается в статистике бюджетной системы.

finansovyj-sektor-ekonomiki-2Бюджетная система являет собой сумму бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах, имеющих федеральное устройство), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в государствах с федеральным устройством), местных бюджетов и бюджетов внебюджетных государственных фондов (к примеру, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, региональных и Федерального фондов медицинского обязательного страхования). Сумма бюджетов трех уровней — это консолидированный бюджет, а при прибавлении к ним внебюджетных государственных фондов — это бюджет увеличенного правительства. Но часто национальная статистика, как, к примеру, в России, понимает под консолидированным бюджетом бюджет увеличенного правительства. Особенное место в бюджетной системе имеют резервные фонды (это в России в первую очередь Фонд национального благосостояния и Резервный фонд), которые создаются для предстоящих непредвиденных расходов и прочих целей.

Когда анализируется бюджетная система, особенное внимание можно обратить на сбалансированность бюджета. Потому что дефицит бюджета вызывает государственные заимствования, а это делает больше государственный долг. В отличие от развитых стран, где долг государства состоит из гособязательств в свободно конвертируемой национальной валюте, в странах, имеющих формирующиеся рынки, он включает в себя долг в национальной валюте (обыкновенно ограниченно конвертируемый) и в зарубежной валюте (свободно конвертируемый). При оплате обязательств зарубежным резидентам данная страна может претерпевать трудности: ее возможности оплачивать данную часть госдолга связаны с поступлениями в страну конвертируемой свободно валюты. Потому, в отличие от развитых стран, где госдолг не делят на внешний и внутренний, в других странах данное деление нужно.

Монетарная (денежно-кредитная) система страны включает в себя денежную и кредитную системы. Денежная система — это форма организации в стране денежного обращения. Внимание при ее анализе обращают на структуру, объемы, динамику (по финансовым агрегатам) денежной массы и величину денежной базы (в узком смысле — это деньги плюс необходимые резервы коммерческих банков в нацбанке страны, в широком смысле — это же плюс депозиты коммерческих банков и корреспондентские счета в национальном банке). Показатель финансовой базы в особенности важный при конъюнктурном анализе, так как финансовая база — это самый чуткий показатель состояния обращения денег в стране.

finansovyj-sektor-ekonomiki-3Так же важно исследование инфляции, под которой подразумевают обычно потребительскую инфляцию (её измеряют увеличением потребительских цен). Темпы увеличения потребительских цен рассчитываются обычно на основании среднегодовых или как уровень в конце декабря цен к уровню цен прошлого декабря (зачастую в России по последнему варианту).

Инфляция в России и прочих постсоветских странах прогнозируется и остается на большем уровне, нежели в развитых странах. Примеры Бразилии и Китая показывают, что большая инфляция — это не феномен экономической отсталости или переходной экономики.

Кредитная система — это совокупность кредитных отношений (отношения меж заемщиками и кредиторами), методов и форм кредитования и кредитных организаций. Главными кредитными организациями являются повсюду коммерческие банки, потому анализ кредитной системы концентрируется на банковской системе. При этом исследуют ее масштабы (величину активов системы банков в отношении к ВВП), участие иностранного и государственного капитала в ней, концентрацию, размах и ставки кредитования. Последний показатель публикуется систематически в ежегоднике WorldDevelopmentReport и рассчитывают в качестве отношения величины кредита, который предоставлен местными банками к величине ВВП государства.

РКредитные системы РФ и прочих постсоветских стран справляются слабо с собственной главной задачей — выдачей экономическим агентам займов, когда их сравнивать с кредитными системами государств аналогичного и более низкой степени развития. Исключение — это кредитная система Литвы и Украины (и прочих балтийских стран, в которых она в руки иностранных банков перешла). В итоге большинство компаний постсоветских стран должны за кредитами обращаться к иностранным банкам (что вызвало увеличение внешнего долга государства) или преимущественно полагаться на свою прибыль в качестве источника средств для собственных инвестиций (что удерживало увеличение данных инвестиций).

Фондовый рынок. Когда анализируется фондовый рынок стран с образующимися рынками аналитик зачастую испытывает со статистикой трудности. Их вызывают объективные причины — небольшие размеры фондового рынка в подавляющем большинстве государств данной группы. Об этом свидетельствуют показатели: малый объем торгов на фондовых биржах, небольшой набор ценных торгуемых бумаг, ограниченное число фирм, которые включены в биржевой листинг.

  1. Финансы — это система экономических взаимоотношений в отношении использования и формирования фондов финансовых ресурсов.

Субъекты финансовых отношений

  • Государсfinansovyj-sektor-ekonomiki-4тво
  • Предприятия
  • Общественные организации
  • Население

Функции финансов

  • Контрольная (контроль за необходимым распределением нацдохода).
  • Распределительная (образуются первичные доходы: доходы предприятий, зарплата).
  • Стабилизирующая (снабжение стабильных условий для всех субъектов экономических отношений).
  • Контролирующая (вмешательство в процесс производства государства через кредиты, налоги).

Денежная система — это совокупность различных типов фондовых ресурсов, которые располагаются у субъектов финансовых отношений для того, чтобы удовлетворить экономические и социальные потребности. В себя включает:

  • Местные финансы (арендная плата, приватизация)
  • Государственные финансы
  • Финансы предприятия (снабжают процесс изготовления на предприятии).
  • Финансы населения (образуются из доходов граждан)
  • Внебюджетные фонды

Отличие частных финансов и государственных финансов

  • Государство в принудительном порядке может снfinansovyj-sektor-ekonomiki-5абдить свои расходы при помощи систем налогообложения, а частные – нет.
  • Государственные финансы связываются с денежной системой, которая в меньшей или большей мере государством управляется.
  • Частные финансы ориентируются на приобретение прибыли, а государственные – производят удовлетворение общего интереса.
  • Государственные финансы намного больше, чем частные.

II. Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, которые взымаются государством для исполнения собственных функций.

Нынешние принципы налогообложения

Налогообложение должно иметь единоразовыfinansovyj-sektor-ekonomiki-6й характер.

Уровень процентной ставки необходимо устанавливать, учитывая уровень доходов.

Система налогового обложения обязана быть простой, понятной для налогоплательщика.

Обязательность оплаты налогов.

Налоговая система обязана обеспечить распределение ВВП.

Налоговая система обязана быть легкоадаптируемой и гибкой к изменяющимся политическо-общественным нуждам.

Элементы налогов

  • субъект налога (кто платитfinansovyj-sektor-ekonomiki-7)
  • объект налога (что облагается)
  • ставка налога (размер)
  • источник налога (откуда платят налог)
  • порядок уплаты и правила исчисления налогов
  • срок оплаты налога
  • налоговая льгота

Методы взымания налогов

  • У источника(уплачивается до получения дохода владельцем).
  • На основе декларации(уплачивается после получения дохода владельцем).
  • Кадастровый(объект налога разделён на группы по определённому признаку).

Функции налогов

  • Регулирующая
  • Фискальная
  • Стимулирующая
  • Социальная

III. Государственный бюджет — это денежные отношения, которые возникают у государства с физическими и юридическими лицами в отношении перераспределения национального дохода ввиду образования и использования бюджетного фонда, который предназначается для того, чтобы финансировать народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, нужды государственного управления и обороны.

Главные характеристики государственного бюджета

  • Расходыfinansovyj-sektor-ekonomiki-8
  • Доходы
  • Кредитование с вычетом погашения (чистое кредитование)
  • Официальные трансферты (поступления, которые получены от прочих учреждений государственного управления)
  • Увеличение доходов в сравнении с расходами и наоборот

Консолидированный бюджет — это совокупность бюджетов различных уровней на необходимой территории.

Функции государственного бюджета

  • Социальная (применение государственного бюджета для перераспределения доходов, чтобы удовлетворить нужды населения).
  • Экономический контроль (применение государственных налогов для того, чтобы проводить экономическую политику государства).
  • Фискальная (образование денежной базы функционирования государства при фактическом отсутствии у данного государства своих доходов).

Расходы

  • на образование аппарата управления
  • экономические
  • военные
  • на внешнеэкономическую деятельность
  • на социальные цели

Доходы

  • доходы целевых бюджетных фондов
  • налоги, которые взымаются, как местными, так и центральными органами власти
  • налоговые доходы

Когда финансовая наука, главным образом, оперирует терминами финансовая система и финансовый рынок, статистическая наука применяет термин «сектор “Финансовая деятельность”» и «сектор “Финансовые корпорации”».

Сектор “Финансовые корпорации” в себя включает резидента квазикорпорации и корпорации, которые заняты финансовым посредничеством и прочими финансовыми услугами, связанными с ним, на коммерческом основании.

Корпорации — это институциональные единицы, которые созданы специально для рыночного изготовления услуг и товаров и приносят прибыль или другую финансовую выгоду для их собственников. Корпорации в рыночной экономике являются главной институциональной формой предпринимательства.

Корпорации в СНС — это институциональные единицы, которые создаются для изготовления услуг и товаров для реализации их на рынке. Они — это источник прибыли для единиц, которые являются их собственниками. Корпорации — это фактически производственные единицы, которые не несут в себе расходы на окончательное потребление.

В контексте классификации институциональных секторов экономики термин “корпорация” применяется как общий термин для хозяйств.

Предприятие, не являющееся хозяйственной единицей, которая отдельна от его владельца, рассматривают, как некорпоративное предприятие. Когда некорпоративные предприятия работают в качестве корпораций, то есть производят свой учет, продают собственную продукцию на рынке по значимым экономически ценам, имеют определенную самостоятельность по отношению к управлению производством и применению средств, тогда их называют квазикорпорациями и в учете и статистике объединены с корпорациями. Некорпоративные предприятия, не имеющие, как квазикорпорации данной самостоятельности, рассматривают в качестве составной части необходимых институциональных единиц, к которым их относят.

Квазикорпорации в Украине — это унитарные предприятия, которые создаются одним собственником (учредителем), и не отличаются в остальном от корпораций. Каждая квазикорпорация обязана иметь целый набор счетов, дающий возможность определять полностью потоки капитала и доходов меж ее владельцем и ней. Квазикорпорации — это коммунальные, государственные предприятия, частные предприятия, предприятия потребительской кооперации, которые созданы на основании частной собственности граждан, филиалы зарубежных компаний, полные общества, доверительные общества.

Финансовое посредничество определяют, как тип промышленной деятельности, при которой институциональная единица объединяет средства при помощи принятия за собственный счет обязательств для направления их прочим институциональным единицам при помощи кредитования или получения другим методом финансовых активов.

Предоставление услуг, носящих дополнительный характер денежного посредничества, может производиться, как вторичная деятельность непосредственно денежными посредниками или исполняться брокерами или специализированными агентствами. На рынке также действуют прочие институциональные единицы, главная деятельность которых предоставление по векселям гарантий или прочими финансовыми инструментами, используемыми для рефинансирования и учета. Данные институциональные единицы дают услуги, которые очень похожи на услуги финансовых корпораций, но они не финансовые посредники в полном смысле, так как они риску не подвержены ввиду взятия за собственный счет обязательств.

Сектор финансовых корпораций также включает некоторые некоммерческие организации, занимающиеся предоставлением денежных услуг и финансируются благодаря взносам финансовых корпораций и служат их интересам или должны содействовать их деятельности.

Некоторые квазикорпорации и корпорации заняты тем, что предоставляются финансовые услуги в ограниченных объемах. К примеру, торговые сети дают собственным покупателям потребительские кредиты. Данные институциональные единицы не являются денежными посредниками, так как их основная деятельность заключена в оказании нефинансовых услуг и товаров. В свою очередь домашние хозяйства способны заниматься денежной деятельностью, к примеру, одалживать деньги. Но учитывая их конечную цель — потребление, они не относятся также к финансовому сектору.

Мы коротко рассмотрели финансовый сектор экономики: субъекты финансовых отношений, функции финансов, отличие частных государственных финансов, нынешние принципы налогообложения, элементы налогов, методы взымания налогов, функции налогов, главные характеристики государственного бюджета, функции, расходы, доходы. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу



Нет комментариев и отзывов для “Финансовый сектор экономики”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: