Добавлено в закладки: 0
Что такое директивное планирование? Описание и определение понятия.
Директивное планирование — это особый процесс разработки планов, которые в свою очередь доводятся вышестоящими органами управления до отдельных структурных подразделений.
Планирование иногда может рассматриваться в виде определенной формы общественной работы или же специфичной функции управления. Такое планирование может выступать в виде эффективного инструмента для реализации любых госпрограмм. В виде основополагающих объектов данной деятельности в масштабах отдельно взятой страны выступают соцсфера, а также экономика.
Директивное планирование – это одна из наиболее распространенных форм реализации программ, которая применялась главным образом в советское время.
Рассмотрим более детально, что значит директивное планирование.
Общие сведения и цели
Соцэкономика содержит в себе ряд особых специфических черт. Она гарантирует особую форму управления нархоз комплексом. В ее качестве выступает планирование, называемое централизированным. Несмотря на тот факт, что советский режим остался уже в далеком прошлом, в данное время такая форма управления чаще всего применяется в одном ряду с разнообразными рыночными механизмами. Главным образом, это обуславливается тем, что при создании новых условий нормальной работы нархоз комплекса очень важно точно прогнозировать перспективы для развития.
Планирование можно рассматривать как процесс особого принятия решений, который базируется на обобщении изначальных данных.
Такой процесс планирования предполагает определение, также как и научное обоснование разнообразных целей, путей, равно как и средств их достижения, главным образом с помощью дачи сравнительной оценки разнообразных вариантов и выбора самого оптимального из них в условиях того развития, которое ожидается. Госпланирование помогает связать между собой все производственные факторы, кроме того оно обеспечивает поддержание уровня сбалансированности стоимостных, также как и натурально-вещественных потоков. Оно помогает эффективно и рационально применять и распределять имеющиеся ресурсы для того, чтобы было возможным реализовать поставленные задачи. Вся суть деятельности сводится не только к разработке и доведению очень многочисленных результатов до самих исполнителей напрямую, а в том, чтобы поставить цели, для осуществления предполагаемого развития и получения средств для того, чтобы достичь их в реальности. В зависимости от различных форм проявления существуют: стратегические, индикативные, а также та форма, которую мы рассматриваем – директивное планирование. В наше время и при сегодняшних условиях самыми распространенными считаются первая и вторая из них.
Директивная система планирования и специфика директивного планирования
Такая система предполагает под собой разработку программ, которые обладают силой юридического закона, а также средств, любых механизмов, которые будут направлены на их реализацию. Созданные определенной схемы обязательны для любого исполнения. При этом всем должны определяться должностные лица, которые будут нести ответственность за весь процесс. Многие люди, которые относятся по своему возрасту к более старшему поколению прекрасно знают и помнят, что такое госплан. Советский Союз и восточноевропейские государства очень часто применяли рассматриваемую нами схему в управлении нархоз комплексом. С помощью ранее разработанных программ правительство каждой страны прямым образом имело право оказывать влияние на все его стороны и звенья. Госплан Союза носил исключительно адресный характер и отличался по своей структуре исключительной детализацией. Кроме всего прочего, на практике такой план достаточно часто так и не шел дальше того, чтобы выйти за пределы написанного на бумаге, чем абсолютно полностью себя дискредитировал.
Директивное планирование – это некая форма управления, которая предполагает строгое соблюдение дисциплины, несение ответственности предприятиями, управление должностных лиц, хозорганов за невыполнение поставленных перед ним задач.
Директивное планирование сопровождается очень строгим контролем в отношении выпуска продукции и рассредоточением ресурсов. Каждый отдельный поставщик привязан в конце концов к своему покупателю, а потребитель, четко знает, от кого он будет получать комплектующие, полуфабрикатные товары и сырье. Министерство экономики само решает, сколько, каким образом, когда изготавливать и производить, по какой цене и кому реализовать. Инициатива хозсубъектов при этом абсолютно исключена.
Реализация и структурные элементы
Директивное планирование – это некая форма управления. При ней устанавливаются адресные задания, после чего распределяются ресурсы, которые крайне нужны для их выполнения. При монополизме госсобственности централизованное планирование захватывает собой абсолютно все сферы жизнедеятельности любого общества. В качестве основных рычагов выступают следующие факторы:
- Лимиты капитальных вложений;
- Бюджетное финансирование;
- Госзаказы;
- Фонды материальных и техресурсов.
В ходе разработки схем исполнители не выступают в главном качестве и не играют главную роль. Разработчики разных программ осуществляют централизованное снабжение, и берут на себя обязанность по обеспечению материально-технических ресурсов, что способствует хорошему и быстрому достижению показателей. При этом очень часто доведение ранее разработанных программ не подпитывается выделением нужных на то ресурсов. В таких случаях план, конечно же становиться неким бременем.
При всем своем многообразии, формы собственности Министерство по делам экономики часто использует как компоненты, используя прежние схемы для управления в госсекторе и для бюджетного финансирования. Такие элементы, в частности, входят в состав следующих программ:
- Поставок продукции для обеспечения федеральных госнужд.
- Развития госсектора в развитии экономики.
- Принятые программы направленные на финансирование из федерального бюджета.
Директивное планирование можно рассматривать как способ управления, полностью исключающий в себе воздействие непосредственно самого рынка на хозсистему. Разрабатываемые программы входят потом в состав на макроуровень, и составляют практически все микроэкономические показатели. Предприятия в тоже время не становятся автономными. При принятии решений полностью исключается оценка микроэкономических точек. Тут, место рынка занимает план, цены заменяет объем, кредитов заменяет финансирование, товарного обмена заменяется дезагрегирование и агрегирование, предложения и спроса заменяется на баланс. Директивное планирование стоит рассматривать только как административную процедура. Ее ход не связан с использованием ценовых механизмов.
Опыт управления и альтернативное решение
Переход от централизованного планирования уже потом к другим его формам предполагает, следующее. А именно, что будут устранены противоречие интересов между самими исполнителями и разработчиками каких – либо программ. Для того, чтобы успешно достичь общих целей схемы не нужно приводить в виде заданий. Их разработку нужно давать на развитие самим исполнителям. Между всем прочим, вполне неудачный опыт прошлых лет не должен помешать применять директивное планирование производства для решения общенациональных возникающих проблем. Следует также понимать, что такая схема, выступает сама по себе как самая что ни на есть альтернатива рыночной самонастройке, но она не будет ее прямым антиподом. Она представляет из себя важный инструмент, который применим не только самим государством в целом, но в то же время и сферой бизнеса в в данном конкретном случае.
Директивное планирование применимо в тех случаях, когда нужно решить масштабные проблемы. Такая форма управления нархоз комплексом это очень эффективная форма при индустриализации определенной страны, создание оборонного потенциала, структурном образовании промпредприятий и другого подобного этому. Однако применять на практике централизованное планирование необходимо в отягощенных, или наиболее критических случаях. Например, в тех ситуациях, когда например, происходит стихийные бедствия, войны, депрессии, или в случае кризиса. Масштабы, равно как и сроки директивной политики при этой ситуации должны быть лимитированы.
В наши дни, наибольшую популярность в мире получает индикативное планирование. Оно выступает в виде средства реализации соц и хозполитики государства, основного метода влияния на работу рыночного режима. Индикативное планирование по большей части способствует наиболее эффективному решению огромного множества проблем в разных случаях. Оно применяется тогда, когда только лишь рыночных механизмов без госвмешательства вовсе недостаточно.
Особенности схемы и содержание процесса
Рекомендательное планирование представляет из себя процесс создания комплекса показателей, с помощью которых характеризуется развитие, равно как и общее состояние нархозсектора. Данные параметры в полной мере соответствуют госполитике и предполагают определенные меры воздействия правительственных органов на процессы. Индикаторами прямого развития являются показатели, которые отражают эффективность, структуру, равно как и динамику хозсферы, состояние, а также характер обращения денежных средств, рынка ценных бумаг, разнообразных товаров, качество жизни всех граждан, уровень взаимодействия и коммуникации с имеющимися зарубежными торговыми партнерами и прочее подобное этому. Внутренне сбалансированный комплекс таких параметров помогает получить количественную оценку госдеятельности в соц-хозсфере, на реализацию которой в свою очередь и ориентируются меры госрегулирования.
Вся суть индикативного планирования состоит главным образом в обосновании задач, конечных целей, методов, а также и направлений политики определенного государства. Оно выступает в виде эффективной формы взаимодействия абсолютно всех федеральных институтов управления, при чем происходит это как друг с другом, так и с региональными представительствами, а осуществляется это в интересах развития хозсектора и его отдельных компонентов. Роль всего планирования заключается в прямом указании участков, в которые нужно в срочном порядке вмешаться государству в строго исключительных случаях. Власть не оказывает прямого влияния на предприятия, однако отдельные наиболее крупные компании, глубоко заинтересованы в сотрудничестве с правительством, потому что они остро нуждаются в качественной поддержке при привлечении к делу зарубежных инвестиций, продвижении отдельной личной продукции на мировые рынки и прочее подобное этому. Индикативные планы не ограничивают инициативу бизнеса. Однако, вместе с этим они помогают наметить единственный курс управления разнообразными фирмами, дать полную информацию предприятиям о потенциальном спросе, известить ситуации в совокупных отраслях, положении дел в текущий момент на рынке труда и так далее и тому подобное. Без планирования никак невозможно обосновать определенные инвестиции. Разработанные и сформированные программы оказывают очень сильное влияние на госрасходы. Планирование помогает достаточно органично соединять между собой социально-экономические концепции, равно как и прогнозы состояния хозсферы, комплекс регуляторов, объемы и размеры федеральных капвложений, равно как и поставки для госнужд, вопросы, связанные с управлением госпредприятиями.
Эффективность, долгосрочные перспективы и специфика стратегических программ
Индикативное планирование основывается главным образом на приоритетах, под которые создают стимулирующие механизмы. На этапе, когда происходит переход к рыночным отношениям, оно выступает своего рода как объективное, а также закономерное продолжение и развитие процесса, который был спрогнозирован. Это обуславливается главным образом тем, что в последний включается достаточно много составляющих частей. Кроме, самого прогноза, в такой процесс анализа входят госпрограммы, комплекс регуляторов, равно как и поставки для госнужд, размеры федеральных капвложений и прочее подобное этому. Говоря другими словами, процедура анализа полностью выходит за рамки самого обычного предвидения разных ситуаций. Эффективность таких планов можно доказать с помощью международной практики. Достаточно результативными они стали в Японии и во Франции. Основываясь на правительственный сектор, они помогают хорошо ускорить темпы развития нацэкономики.
Директивное, в равной степени как и индикативное планирование в основном используются в течение совсем непродолжительного времени. На самую долгосрочную перспективу направлены все стратегические программы. Такой вид планирования предполагает установление определенных целей, их формирование, а также выделение средств, которые очень нужны для их достижения. В таком случае в качестве главной задачи выступает установление наиболее правильного соотношения между этими двумя элементами. Стратегические цели касаются в первую очередь удовлетворения нужд всех людей. На формирование разных потребностей влияние оказывают в равной степени как внешние, так и внутренние факторы. В тех случаях, когда существует ограниченность ресурсов, что характерно для абсолютно любой страны, выбор главных целей всегда сопровождается расстановкой основных приоритетов.
В виде отличительных черт такой формы планирования нужно выделить:
- Формирование целей, который обладает определяющим значением для нархозкомплекса;
- Ресурсное обеспечение реализации задач;
- Учет влияния внутренних и внешних условий;
- Цель стратегических программ состоит в формировании пригодного потенциала для предстоящего наиболее успешного развития нархозкомплекса.
Реализация программ происходит в течение разного времени. Это зависит от периода действия. Определяют долгосрочные, те которые рассчитаны на 10 и более лет, среднесрочные на 5 лет и текущие, рассчитанные на год. На практике существуют все указанные выше разновидности планов. Это в свою очередь обеспечивает преемственность программ их достижение, и достижение разноудаленных по времени целей.
Классификация и особенности программирования
В ходе перехода к рыночным отношениям весь процесс планирования претерпевает самые различные перемены. Его разновидностью можно считать программирование, в его задачи входит обеспечение решений главных вопросов, которые касаются экологических, соц, научно-технических, отраслевых, и многих других проблем. Данный процесс остро нужен для создания комплексного подхода и правильного распределения ресурсов. Программы могут создаваться на самом разном уровне иерархии. Одновременно с этим разработанный проект абсолютно всегда выступает как адресный документ, и имеет индикативный либо директивный характеа.
В зависимости от направления осуществляемых действия, их содержания и объекта программы, они могут быть научно-техническими, соц-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными, или же целевыми, чрезвычайными и прочими другими. Региональные и нацпроекты являются по своему характеру комплексными. Они оказывают влияние на общехозяйственные вопросы и отображают предпочтительные варианты развития соци-экономической сферы любой страны в целом, либо же ее какого-то отдельного региона в частности.
Чрезвычайные программы, в своем большинстве, составляются на довольно таки непродолжительный срок. Они применяются в государстве при чрезвычайно критических ситуациях:
- при массовой безработице;
- при кризисе;
- при опасной инфляции и прочих аспектах.
Мы коротко рассмотрели что такое директивное планирование, его специфику, особенности, эффективность и применение. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.