Добавлено в закладки: 0
Художники уже давно используют странные вещи в своей работе – чего только стоит один писсуар Марселя Дюшана на пьедестале.
Так что может быть удивительного в том, что художник из Огайо использует токсичные реки в своих картинах. Возможно, более увлекательным является процесс, при котором этот ингредиент превращается из нежелательного отхода в ценное произведение искусства.
И это – не чудо алхимии.
Потоки рек в Юго-Восточном Огайо загрязнены водами из заброшенных угольных шахт. Малоотходные методы угольной промышленности достаточно хорошо известны сегодня, но до 1977 года не было правил, регулирующих деятельность горнодобывающих компаний, требований очистить или содержать в порядке сточные воды.
Этот кислотный водоотлив из шахт, полный железа, бокситов, серной кислоты и других смертельных тяжелых металлов оседал в заводях рек и окружающей почве. И хотя шахты сейчас закрыты, продукты переработки продолжают негативно влиять на окружающую среду.
“Миллион галлонов в день очень кислой воды с высоким содержанием железа выливается в окружающую среду неподалеку от заброшенной шахты, и сам ручей приобрел ярко-оранжевый цвет” – говорит инженер-эколог и университетский профессор из Огайо Гай Рифлер.
Последние пять лет Рифлер и его команда аспирантов таскали ведра яркой ядовитой воды в лабораторию, и нашли способ, как превратить сточные воды в качественный пигмент, чтобы художники могли бы его использовать. Водные ресурсы нашей многострадальной планеты загрязняются все сильнее – из некоторых водоемов уже категорически нельзя пить воду и есть выловленную там рыбу. В современных реках вы можете найти с избытком различные химические отходы, продукты промышленной переработки и другие вредные вещества, которые придают рекам пугающий разноцветный оттенок.
Угольные шахты, которые не используются и считаются заброшенными, придают некоторым водоемам цвет ржавчины – грунтовые воды, смешиваясь с вредоносными веществами, находящимися в бывших шахтах, попадают в водоемы. Желтоватый оттенок воде может придавать оксид железа, который вырабатывается в процессе добычи угля.
«Попадая в воду, железо значительно понижает pH и убивает рыбу в водоеме. Осадок железа формирует оранжевое студенистое вещество, которое покрывает отложения ила уничтожает природную среду», – говорит Рифлер.
Идея состоит в том, чтобы заработать достаточно денег, продавая эту краску, создать условия для работы станции по очистке сточных вод и расположить ее неподалеку от самых загрязненных ручьев. Первые партии краски почти готовы для реализации на рынке, состоит она на 97 процентов из железа и доступна в весьма широком диапазоне оттенков.
По мнению Рифлера, ресурсов на очищение рек на данный момент недостаточно. “Мы могли бы производит тонну пигментов в вдень. Если мы сможем генерировать мощный пигмент, который понравится производителям красок, мы сможем получить деньги на нашу миссию восстановления рек”, – уверены стартаперы.
Таким образом, Джон Сабро и Гай Рифлер приступили к эксперименту, чтобы увидеть, сможет ли гидроксид железа, который находится в воде, превратиться в высококачественный пигмент, который может быть впоследствии включен состав акриловых и масляных красок. Пигменты, полученные в результате фильтрации загрязненных вод, могут быть как химическими, так и природными. Удалось получить множество интересных ярких цветов.
“Оттуда можно получить практически любой цвет – от горчично-желтого, до очень богатого и глубокого почти черного, коричневого цвета” – говорит Сабро о пигментах.
В штате Огайо, объясняет Рифлер, есть сотни квадратных километров подземных угольных шахт, брошенных когда-то после принятия Закона о Рекультивации. Владельцы шахт просто уехали, так как они не имели никаких юридических обязательств по восстановлению земель в первозданное состояние. Они забрали оборудование, как следствие, уровень грунтовых вод поднялся и затопил по подземелья. Вода стала кислой, как кислород в ней вступил в реакцию с сульфидами в скале, и содержание в воде железа и алюминия достигло максимальной концентрации.
Экологический арт-проект приобрел невиданную популярность благодаря двум стартаперам – профессору одного из местных высших учебных заведений Гай Рифлер и художнику Джону Сабро. Ребята признались, что в процессе сбора воды они очень сильно пачкались – одежда не отстирывалась. Прежде всего, друзья пытались привлечь внимание местных властей к проблеме загрязнения водоемов большим количеством отходов.
Так американцы пытаются очистить местную реку от отходов железной окалины.
Но предприниматели быстро поняли, что финансовых средств от реализации краски точно не хватит для воплощения их замысла, и тогда Рифлер вместе с Джоном Сабро, придумали рисовать большие полотна на экологическую тематику. Предприимчивые экологи, которые любят заниматься творчеством, придумали собирать подобную химическую воду и рисовать ею картины.
Они отфильтровывают воду и на выходе получают сухой порошок – пигмент (красящее вещество).
После чего его разводят рафинированным льняным маслом и получают основу для краски. Рифлер признает один довольно критический недостаток: “Я понял технологию переработки, но не знал как отличить хороший пигмент от плохого пигмента“, – признается он. Именно поэтому он призвал на помощь профессионального художника – Джона Сабро.
“Меня пригласили, чтобы посмотреть, смогу ли я протестировать пигменты, чтобы определить, будут ли они подходящим красителем”, – Сабро.
Как любая марка краски, эти пигменты имеют определенную консистенцию и ряд других качеств, к которым любой художник должен привыкнуть. Но Сабро говорит, что они не хуже любых других красок, которые предлагает мировой рынок, и ему нравится с ними работать.
“Железо примечательно изменчиво. Вы можете создать ряд различных цветов– говорит Джон. Сабро с удовольствием включал эти краски в свои произведения и консультировал Рифлера о том, как создать качественный пигмент.
Художник признается: “Моя работа заключается в том, чтобы быть чувствительным. Я играю с пигментами и их смешиванием в однородную массу определенного цвета, а также обсуждаю их пригодность с Гаем”.
Производители красок в промышленных условиях воспроизводят тот же процесс – окисление металлов, контактирующих с водой и воздухом.
Ученые отправляют образцы в лабораторию, где они повышают их pH, используя гидроксид натрия, и подвергают их воздействию кислорода на определенном уровне, пропуская пузырьки воздуха через воду, чтобы окислить железо. Когда это происходит, металлические компоненты, до этого невидимые, расцветают яркими красками.
Картины, многие из которых напоминают сказочные планеты или лиманы, являются своеобразным напоминанием о постоянном внимании к проблеме экологии и стремление к поиску дешевой альтернативной энергии на Земле. Стартаперы утверждают, что у нас у всех еще , еще есть время, чтобы очистить нашу планету от устроенного нами же беспорядка, и восстановить природную красоту и баланс. Тем более, что так получают новые виды краски и создаются рабочие места.
“Согласно нашим последним расчетам, один эффективный кислотный шахтный водоотлив может производить более 1 тонны сухого пигмента в день. Это дает прибыль с продаж в 1100 долларов в день. Цены еще подсчитываются, так что еще неясно в данный момент, насколько будет рентабельным данное предприятие. Даже если мы выйдем в ноль, это будет успехом, поскольку мы будем очищать загрязненный водоем бесплатно, и создавать новые рабочие места”, – делится успехами Рифлер.
Картины, нарисованные краской, изготовленной на основе химических отходов, демонстрируются на выставке Thomas McCormick Gallery в Чикаго.Экологи призывают художников самостоятельно изготавливать краску с помощью добытой из реки окиси. Конечно, это просто один из оригинальных способов привлечь еще больше внимания к проблеме заброшенных шахт, которые продолжают отравлять экологию.
Картины, написанные столь необычной краской, продадут, а на вырученные от продажи средства собираются реструктурировать старые шахты.
“По сути, мы пытаемся делать водоемы пригодными для развития в них жизни. Мы хотим вернуть жизнь в наши ручьи. Это, разумеется, возможно, и мы даем такую возможность”, – Джон Сабро.