Неформальная организация

Добавлено в закладки: 0

Что такое неформальная организация? Описание и определение понятия.

Неформальная организация — это спонтанно организовавшаяся группа граждан, которые приступают к регулярному взаимодействию, чтобы в результате достичь определенной поставленной перед ними цели.

Достаточно благоприятной средой для организации подобного рода неформальных групп является именно трудовая среда.

Во многом благодаря формальной структуре указанной организации и ее непосредственным задачам, одни и те же граждане по обыкновению собираются вместе на регулярной основе (к примеру, ежедневно), а задачи, которые они вместе решают, заставляют их довольно часто общаться и соответственно взаимодействовать друг с другом. Таким образом, естественным путем в результате такого интенсивного социального взаимодействия происходит спонтанное возникновение различных неформальных организаций. Стоит упомянуть, что в любой большой формальной организации существует далеко не одна неформальная организация. Подавляющее большинство из них просто и свободно объединены в так называемую сеть.

Рассмотрим более детально, что значит неформальная организация.

Существует некоторая схожесть неформальных и формальных организаций. Таким образом в них имеется своего рода иерархия, лидеры и задачи. В так называемых спонтанно возникших объединениях имеются свои неписаные правила, которые называются нормами. Такие правила служат для членов всей организации признанным эталоном поведения. Более того, эти нормы подкрепляются целой системой поощрений и санкций. Проще говоря, неформальная организация является выражением спонтанной реакции на неудовлетворенные собственные потребности. Говоря о структуре и типе неформальной организации, то они возникают по итогам социального взаимодействия членов данного объединения.

Функции неформальной организации

Причины включения в членство любой неформальной организации состоят в том, что принадлежность к неформальному объединению вполне может обеспечить граждан психологическими выгодами, не менее важными для них, чем даже получаемая заработная плата. Среди прочего можно перечислить следующее функции:

  • чувство принадлежности;
  • взаимопомощь;
  • взаимная защита;
  • тесное общение;
  • заинтересованность.

Чувство принадлежности служит первой причиной включения в членство неформальной группы, так как это, наверное, одна из самых сильных и значимых для человека эмоциональных потребностей. Зачастую люди, работа которых не дает им возможности устанавливать и в дальнейшем поддерживать социальные контакты не ощущают удовлетворения ею. Однако, несмотря на это, довольно солидная часть формальных организаций вполне сознательно лишают граждан возможностей иметь социальные контакты.

Также и помощь, которую граждане в различного рода ситуациях могут намного легче получить у своих коллег по работе, нежели у начальства, является мощным мотивом для вступления в такие неформальные объединения. Например обговорим самую обычную ситуацию: новому работнику скорее всего удобнее и легче попросит своего коллегу объяснить ему, каким образом выполнить ту или иную задачу. Получение таким образом помощи от коллег по работе полезно сразу обоим, как тому, кто получил ее, и, конечно же тому, кто таковую помощь оказал. В результате всего получаем следующий итог: тот, кто оказывает помощь приобретает авторитет и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию.

Что касается защитной функции неформального объединения, то можно сказать что она основывается на силе единства. Такая защита осознается абсолютным большинством людей, что и побуждает последних в итоге вступать в подобные организации. Стоит заметить, что защитная функция получает наиболее весомое значение именно тогда, когда начальство утратило доверие подчиненных. Руководители же, в свою очередь, также могут образовать неформальную организацию для обеспечения защиты «своей зоны» от нежелательного вторжения иных подразделений компании. К примеру сотрудники отдела маркетинга хотят попробовать добиться определенных прерогатив, которые по обыкновению доступны для финансовых подразделений. Такие сотрудники будут участвовать в проведении неформальных собраний для разработки и реализации путей достижения поставленной цели.

Следующая функция неформальной группировки это общение. Оно необходимо каждому гражданину, чтобы владеть полной информацией о том, что происходит вокруг. Однако, во многих формальных организациях система так называемых внутренних контактов очень слабо развита. Зачастую случается, что руководство специально скрывает от своих подчиненных какую-либо информацию. А значит, одной из причин вступления в ряды неформального объединения является именно доступ к неформальной информации, то есть к слухам.

Не стоит забывать также и о симпатии. Эти потребности граждан, могут удовлетворяться при вступлении к неформальным группам для того, чтобы быть как можно ближе к тем лицам, которым они симпатизируют. Так как внутри любой компании, фирмы или производства сотрудники, которые работают вместе, зачастую имеют достаточно много общего, они могут испытывать симпатию друг к другу. В итоге они могут вместе обедать, говорить о работе или о личных делах во время перерывов, а также могут даже обращаться к начальству с просьбами о повышении заработной платы или улучшении условий труда. Ряд исследований показывает, что люди имеют склонность устанавливать более тесные отношения скорее с теми гражданами, которые находятся в непосредственной близости к первых, чем с теми, кто находится на определенном, пусть даже довольно не большом расстоянии.

Свойства неформальных объединений в достаточной мере отличаются от свойств формальных объединений.

Социальный контроль

Социальный контроль — это установление и укрепление групповых эталонов допустимого и недопустимого поведения.

Для того, чтобы быть принятым организацией и в дальнейшем сохранить в ней свое место, гражданин обязан полностью соблюдать все эти установленные нормы. В каждом неформальном объединении существуют свои собственные правила. Таковые могут касаться стиля одежды, характера поведения, приемлемых видов работы и общих правил поведения. Несоответствие этим эталонам может жестко караться. Для тех, кто их сознательно нарушает, может быть уготовано отчуждение. Соцконтроль, который осуществляется неформальной группировкой, может оказать очень положительное влияние и, соответственно, направить действия на реализацию задач, поставленных формальной организацией.

Сопротивление переменам бывает довольно типичным явлением в неформальных организациях. Такая ситуация может объяснятся тем, что разного рода перемены могут нести в себе угрозу для дальнейшего существования неформального объединения. Реорганизация, внедрение новых производственных фондов или технологии, появление значительной группы новых работников может вызвать распад неформальной организации. Иногда изменения подобного рода могут открыть возможность определенным группам добиться желаемого положения и власти. Возьмем, к примеру, группу управляющих среднего уровня, которые могут сопротивляться внедрению компьютерной техники на производстве или компании, опасаясь, что новая техника заменит их и, соответственно, отнимет у них работу. Так как обычно граждане реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их личному представлению, предполагаемое изменение вполне может показаться упомянутой группе гораздо более опасным, чем оно имеется на самом деле.

У каждой неформальной организации есть свой фактический руководитель или неформальный лидер. Подобные лидеры достигают своего положения, добиваясь власти и затем применяя ее к участникам объединения, подобно как и лидеры формальных организаций. По сути, существенных отличий в средствах, которые применяются лидерами как формальных, так и неформальных групп для оказания воздействия – нет. Отличием служит только то, что лидер формального объединения имеет поддержку в виде предоставленных ему официальных полномочий и по обыкновению действует в строго отведенной ему определенной функциональной области. Опорой же неформального лидера является признание его группой таковым. Во всех своих действиях он стремится делать ставку на граждан и их межличностные взаимоотношения. Сферой влияния неформального лидера может быть даже выход за административные рамки формальной организации.

Любой неформальный лидер должен иметь минимум две первостепенные функции:

  • оказание помощи объединению в достижении поставленных им задач;
  • поддержание и укрепление существования данного объединения.

Иногда бывает, что данные функции выполняются совершенно разными людьми, однако при этом, один обязан обеспечивать достижение целей организации, а другой, в свою очередь, обеспечивать социальное взаимодействие.

Управление неформальной организацией

Модель, разработанная Хомансом, объясняет взаимодействие формальных и неформальных организаций. В данной модели под видами деятельности следует понимать задачи, которые выполняются гражданами. В ходе выполнения поставленных задач граждане вступают в так называемое взаимодействие, которое, в свою очередь, способно сильно влиять на появление положительных и отрицательных эмоций по отношению друг ко другу и, непосредственно, к начальству. Такие эмоции, в свою очередь, существенно влияют на то, каким образом работники будут заняты выполнением своей деятельности, и каким образом они будут взаимодействовать впоследствии. Модель достаточно ясно показывает, каким образом из процесса управления, то есть предоставление заданий, которые вызывают взаимодействие, образовываются неформальные объединения. Такая модель убеждает в необходимости управления неформальным объединением, которое существенно влияет на эффективность непосредственно самой формальной организации.

Проблемы и преимущества, которые связанны с неформальными объединениями.

Главной проблемой, которая осложняет управление неформальными объединениями, как бы это не выглядело странным, так это довольно низкое мнение о них среди менеджеров компании. В действительности часть неформальных объединений могут вести себя таким образом, что это будет достаточно негативно сказываться на достижении формальных целей. Они также могут оказывать серьезное сопротивление любым переменам, а также участвовать в распространении ложных слухов, которые порочат репутацию руководства. Такие выпады зачастую мешают руководству замечать и сосредоточиваться на огромных потенциальных выгодах от действия неформальных объединений.

К примеру, для того, чтобы быть стать членом организации, нужно работать в компании, и таким образом преданность группе вполне может перейти в преданность самой организации. Задачи и цели группы могут совпадать с задачами и целями формальной организации, а нормы эффективности неформального объединения, в свою очередь, могут превышать нормы формальной группы. Так называемый дух коллективизма, характерный для определенных объединений и порождающий довольно сильное стремление к успеху, зачастую берет свое начало именно из неформальных взаимоотношений. Таким образом, неформальные каналы связи могут оказывать существенную помощь компании в целом, дополняя тем самым формальную систему коммуникаций.

Теоретики в области менеджмента предлагают такой подход к неформальным объединениям и группам:

  • они хотят признавать существование неформального объединения и работать с ним;
  • они хотят вникать во мнения участников и лидеров неформальных организаций, работать с ними, а также поощрять тех из них, кто реально способствует выполнению целей компании;
  • принимая решения, они хотят просчитывать их вероятное негативное воздействие на неформальное объединение;
  • для подавления оказываемого сопротивления в сторону перемен они хотят привлекать группы неформальных объединений к участию непосредственно в принятии решений;
  • быстро сообщать точную информацию, и этим серьезно препятствовать распространению слухов или ложных сведений.

Мы коротко рассмотрели что такое неформальная организация, ее функции, деятельность, управление, а также ее преимущества и недостатки. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Неформальная организация”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: