Плюрализм

Добавлено в закладки: 0

Что такое плюрализм? Описание и определение понятия

Плюрализм – это присутствие в современном обществе большого числа разных организаций и институтов, которые имеют различные культурные, политические, религиозные, этнические, экономические интересы. Политический плюрализм есть в обществе, в котором отсутствует сплочённый клан власти, власть распределяется по разным группам, которые конфликтуют меж собой в борьбе за власть. Политический плюрализм относят, как к политическим, так  и к прочим общественным институтам, которые обеспечивают широкое разделение власти. С точки зрения политики плюрализм — это предпосылка демократии.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это позиция, в согласии с которой есть множество или несколько несводимых и независимых друг к другу видов бытия или начал, форм и оснований знания, стилей поведения и так далее.

Термин плюрализм относят к:

  • Религиозный плюрализм

  • Космический плюрализм

  • Идеологический плюрализм

  • Политический плюрализм

  • Плюрализм (философия)

Политический плюрализм — это принцип, который содействует существованию различных типов политических сил с конкуренцией меж ними за представительство в органах госвласти. Он предусматривает легальное столкновение интересов, дискуссии меж сторонниками разных точек зрения, то есть многопартийность.

Нужные, но недостаточные условия для политического плюрализма — это свобода массовой информации и свобода слова, политическая оппозиция, многопартийная система, парламентаризм, свободные выборы, общественные организации, которые независимы от государства .

Политический плюрализм применяет главные концепции социологического плюрализма (о равноправии причин социального развития) для того, чтобы обосновать идею многообразия практических действий по воплощению политических доктрин.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это философская позиция, в согласии с которой есть множество разных независимых, равноправных и несводимых друг к другу методологий познания и форм знания (эпистемологический плюрализм), или форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм имеет оппонирующую позицию в отношении к монизму.

Термин «плюрализм» ввели в начале XVIII в. Вольфом Христианом, последователем Лейбница для того, чтобы описать учения, противостоящие теории монад Лейбница, разных видов дуализма.

Плюрализм в философских системах

Плюрализм 6Пример плюрализма — это теории древних мыслителей, которые выдвигали в качестве основания всего сущего воду, землю, огонь, воздух.

Плюрализм в конце XIX—XX веке получил развитие и распространение, как в философских андроцентрических концепциях, которые абсолютизируют уникальность личного опыта (экзистенциализм, персонализм), так и в эпистемологии (прагматизм Джеймса Уильяма, философия науки Поппера Карла и, в особенности, теоретический плюрализм его последователя Фейерабенда Пауля).

Эпистемологический плюрализм в качестве методологического подхода в науке, подчёркивая примат воли и субъективность знания в процессе познания (Джемс), социальную (Фейерабенд) и историческую (Поппер) обусловленность знания, критикует научную классическую методологию и это одна из посылок некоторых антисциентистских течений.

Космический плюрализм (от лат. pluralis — множество) — это теория, которая полагает существование большинства других, помимо Земли, населённых миров.

Общие представление

Космический плюрализм в качестве гипотезы существования многих, помимо Земли, миров, – это своего рода противоположность гипотезе уникальности Земли. В первый раз это абстрактное допущение появляется в работах Анаксимандра (610 г. до н. э. — 546 г. до н. э.). Идея космического плюрализма в последующие века имела широкое развитие и распространение не лишь в среде философов, но и общества в целом, и астрономов.

Взгляды древнегреческих мыслителей

Плюрализм 5Отношение древних греков к космическому плюрализму имело философский характер, то есть, как к метафизической абстрактной концепции, и не касалось космологии. Взгляды сторонников основывали на представлений о многих мирах, которые по собственным признакам походили больше на параллельные вселенные, нежели на отдельные системы планет. Вслед за Анаксимандром, таких позиций придерживались Демокрит, Эпикур, Левкипп. Невзирая на авторитетность их мнения, весомость оппонирующего Аристотеля и Платона, стала определяющей в образовании доминирующей точки зрения научной общественности в то время. Землю считали уникальной и полагали, более того, невозможным существование каких-либо миров, помимо неё.

Позже подход древнегреческих противников космического плюрализма являлся основанием идей геоцентрической системы Птолемея и послужил для «христианских» воззрений теоретической базой в оппозиции в данном вопросе.

Взгляды средневековья

Изначально, в Средние века, развитие идей космического плюрализма идёт преимущественно благодаря арабской культуре. Так, сказки «Тысяча и одна ночь», повествует о космосе, состоящем из разных миров, при этом, каждый со своими обитателями. Некоторые из тех миров по размеру больше Земли.

С творчеством восточных народов перекликаются работы исламского философа и шестого муджаддида Фахруддин ар-Рази (1149—1209). К примеру, в тафсире Мафатих аль-гайб (от арабского Ключи от сокровенного) он сообщает о том, что невозможно совместить всемогущество Аллаха с существованием только одного единственного мира.

Так Фахруддин ар-Рази не соглашается с геоцентризмом Аристотеля, Ибн Сина и Птолемея. Для того, чтобы усилить богословскую аргументацию, он ссылается на аят Корана из суры Аль-Фатиха: «Хвала Аллаху, Господу миров», обращая внимание на то, что термин «мир» стоит в множественном числе.

Оппонент в толковании данного аята — это Ибн Таймия. Он считал, что в этой ситуации имеются в виду только миры созданного и миры сокрытого, невидимые глазу. А помимо этого, по его мнению, также идёт речь о мирах разумов, ибо, в согласии с хадисами, ум и разум и (акл) — самое почитаемое и высокое творение Аллаха.

Окончание средних веков отмечалось продолжением борьбы меж гелиоцентрическим взглядом Коперника и геоцентрическим взглядом Птолемея. Но, такие достижения, как открытие законов Кеплера и изобретение телескопа, создали предпосылки для плавного доминирования плюралистических идей в научной области.

Взгляды эпохи Возрождения

Один из Плюрализм 4самых ярких участников в развитии идей космического плюрализма в эпоху Возрождения — это Джордано Бруно, который утверждал в собственных произведениях идею существования многочисленных различных миров.

Он считал, что следствие принципиального тождества небесной и земной материи — это гомогенность системы мироздания: те структуры, которые мы вокруг себя видим, должны быть во Вселенной повсюду . В частности, должны повсюду существовать планетные системы, как Солнечная:

Кроме этого, все данные миры могут являться обитаемыми, как и Земля. Планетные системы, а порой и сами планеты, Бруно назвал мирами. Эти миры не отделяются друг от друга непроницаемыми рубежами. Меж ними только пространство.

Бруно был первым, кто посчитал, что хотя бы некоторые звёзды — это далёкие солнца, центра планетных систем. Но тут он проявлял определённую осторожность, не исключая, что некоторые звёзды могут являться далёкими планетами Солнечной системы. Просто незаметно их передвижение вокруг Солнца, ввиду их огромных расстояний и продолжительных периодов обращения.

Взгляды Нового времени

Научно-техническая революция Нового времени и последующая эпоха Просвещения, сделали плюрализм доминирующей точкой зрения в научной среде. Заметными работами данного периода был атлас Целлариуса Андреаса Harmonia Macrocosmica (1660), изображающий звёздное небо в видении и Коперника, и Птолемея, и книга Бернарда де Фонтенеля Entretiens sur la pluralité des mondes (1686) (рус. Беседы о множественности миров), посвящена анализу космологии Коперника. Из сторонников плюрализма были не только философы, к примеру, Локк Джон, или астрономы, к примеру, Гершель Уильям, но даже и политики, включая Джона Адамса и Бенджамина Франклина. В резуультате распространения научного скептицизма, отношение к космическому плюрализму переросло окончательно рамки просто богословия и философии, став частью вопросов, которые относятся к биологии и астрономии.

В конце XIX века Фламмарион Камиль, французский астроном, один их главных популяризаторов плюрализма в то время, в книге «La pluralité des Mondes habités» (1862) (рус. Множества обитаемых миров), в первые 20 лет выпускался более, чем в 30 изданиях, выдвинул идею, что жители других миров являются не просто разновидностью землян, а сугубо самостоятельными группами существ.

Взгляды Новейшего времени

Яркий представитель научного сообщества начала Новейшей иПлюрализм 3стории, который занимался вопросами космического плюрализма, это Циолковский Константин. Считая время и пространство бесконечными, он считал, бесконечным в космосе и количество звёзд, и планет: Кроме этого, считая, что космос заселён более совершенными существами, нежели человек, он считал, что у них есть определенное воздействие на человечество. Считал, что они даже могут проникнуть «в наш мозг и вмешаться в человеческие дела».

Увеличившаяся, к 1970-м — 1980-м годам, весомость научного скептицизма, которая подразумевала

, в частности, фальсифицируемость и проверяемость, в умалила о многом частоту и значение применения термина «ко смический плюрализм». Но, дискуссия в приницпе продолжается. Некоторые её участники, к примеру, Фрэнк Дрейк или Карл Саган, могут вполне считаться сторонниками плюрализма, а сторонники гипотезы уникальности Земли — их скептиками или оппонентами.

Религиозный плюрализм (или суперэкуменизм) — это религиозное движение, которое стремится к унификации не лишь христианских конфессий (или экуменизм), но и мировых религий для достижения диалога религий.

Соответственно с суперэкуменической позицией, религий много — Бог един. Нет религии ниже или выше, все религии равны и улучшают духовный рост своих последователей. Поэтому суперэкуменизм — это религиозный плюрализм.

Все религии позитивны и являются дорогами человека к Высшей Истине и к Бог(ам). Бог(и) себя выражают в многообразии, крупные религии — это творчество Богов и человека. Мировые религии позитивны тем, что они носители общечеловеческих ценностей.

Суперэкуменизм побуждает отбросить нетерпимость, фанатизм, религиозную гордыню, ограниченность, разделение людей на мусульман, христиан, индусов, буддистов, иудеев и так далее.

Теософы в 1893 году провели и организовали в Чикаго Всемирный конгресс религий, где выступал от индуизма индийский религиозный деятель Вивекананда.

Главные теоретики религиозного плюрализма (суперэкуменизма): Хик Джон (англ.)русск., Ж. Миле, Ричард Люсьен (Lucien Richard), Ниттер Пол  (англ.)русск., Каурд Гарольд (Harold Coward), православный антиохийский богослов Митрополит Ливанских гор Георгий (Ходр).

Проблема плюрализма средств массовой информации

Широко распространен вПлюрализм 2 современном обществе миф о плюрализме СМИ.

Согласно мнению большинства исследователей, особенность нынешней информационной индустрии — это доминирование транснациональных и национальных корпораций (их владельцев в России называют олигархами). Так, когда в США имеются десятки тысяч различных источников массовой информации (журналов, газет, кинокомпаний, телеканалов и издательств) к началу XXI в. большая их часть контролируется 28 большими корпорациями.

Похожая ситуация была возможной частично из-за того, что в массовой коммуникации стал большим объем помещаемой рекламы. Сегодня радио и телевидение зависят полностью от рекламы (журналы и газеты — немного меньше, нежели Интернет, но в Интернете зависимость от рекламы с каждым годом усиливается). Размещение рекламы даёт огромные доходы, и они тем больше, чем аудитория, которая охвачена СМИ, которые содержат рекламу, многочисленнее. Ориентация на увеличение потребительского круга диктует собственные законы постройки материалов для СМИ, в частности особенный подход к образованию программ новостей, которые должно воспринять как можно большее количество слушателей, читателей, зрителей. Именно потому проходит стандартизация информации, появляется некоторая консервативность, что сужает возможности человека разобраться самому в происходящих событиях.

Политические и социальные реалии, которые упоминаются в телевизионных новостях, видоизменяются и структурируются под воздействием: требований приемов преподнесения публике и создания новостей (наглядность, краткость и так далее), Плюрализм 1требования наилучшей цены, воздействий культуры (неосознанных и осознаваемых), идеологического давления, которое касается характера и оценок интерпретаций освещаемых событий. В итоге перед аудиторией появляется трудноразрешимая задача оценки с критической точки зрения сообщения. На телевидении разрешение данной задачи усложняется тем, что выступления на телевидении предстают в зримообразной форме, которая напоминает реальность и создаёт иллюзию настоящего отображения действительности. Данная «жизнеподобная» форма телевизионных новостей может у зрителя создавать ощущение реальности событий, однако в действительности это некоторая электронная гиперреальносты, которая наполнена многими мнимыми образами, идеями и ценностями.

Главной движущей силой образования данной гиперреальности является рыночный коммерческий принцип, который регламентирует показ в СМИ «сбалансированных», условных ценностей и образов, которые соответствуют мировоззрению «среднего потребителя», который стремился сохранять стабильность и избегать крайностей у большинства. В итоге такой информационной политики получится удовлетворять потребности и потребителей массовой коммуникации, и производителей: производители имеют широкий рынок сбыта, а потребители — информацию, которая не задевает их систему норм и ценностей.

Мы коротко рассмотрели плюрализм: в системах философии, общие представления, взгляды древнегреческих мыслителей, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, Новейшего времени, СМИ. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу



Нет комментариев и отзывов для “Плюрализм”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: