Устав коллективного знака

Добавлено в закладки: 0

Как и многие другие юридические термины, понятие коллективный знак, которое встречается в четвертой части Гражданского кодекса России, пришло в российское законодательство из права других стран. Сначала обратимся к отечественной дефиниции (ст.1510 ГК РФ):

«Коллективный знак является товарным знаком, который предназначен для обозначения товаров, которые производятся или реализуются входящими в это объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или другими общими характеристиками. Коллективный знак может использовать каждое из входящих в объединение лиц».

Если говорить «простым языком», то коллективный знак является не чем иным, как обычным товарным знаком, использование которого разрешается определенному количеству лиц, которые заключили меж собой соглашение. Соответственно товарный коллективный знак является общим для определённого сообщества (кооператива, группы, ассоциации и так далее).

Законодатель ввел специальный документ – устав коллективного знака, который контролирует отношения по использованию коллективного знака. Собственно наличие устава и является главной особенностью применения коллективного знака. О любых изменениях в уставе коллективного знака правообладатель должен уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Устав коллективного знака должен содержать такие данные:

  • список лиц, которые имеют право применения этого коллективного знака;
  • условия использования коллективного знака;
  • перечень и единые характеристики качества или другие общие характеристики товаров, которые будут обозначать коллективным знаком;
  • положения о порядке контроля за применением коллективного знака;
  • положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака;
  • название правообладателя и цель регистрации коллективного знака.

Устав коллективного знакаЗакон содержит норму, что действие регистрации коллективного знака можно досрочно полностью или частично прекратить, если он используется на товарах, которые не обладают едиными качественными или иными общими характеристиками. Сразу необходимо отметить, что данная мера реализуется не в административном порядке, а лишь на основе решения суда, принятого по заявлению какого-либо заинтересованного лица.

Подобная норма вводится законодателем для защиты потребителя в ситуациях, когда лица, которые используют коллективный знак, производят товары или оказывают услуги, отличающиеся значительно по качеству от других лиц объединения. Потребитель в этом случае вводится фактически в заблуждение в отношении качества товара или услуги. Закон во избежание этого содержит процедуру прекращения использования коллективного знака.

Соответственно с п.2 ст.1510 ГК РФ, право на коллективный знак нельзя отчуждить и не может быть предметом лицензионного договора. Такой запрет, как и предыдущий, введен в законодательствах многих странах в целях защиты потребителей по указанным выше причинам. Вместе с тем, данная норма не мешает заинтересованному в использовании знака лицу вступить в объединение лиц использующих коллективный знак «подогнав» свои товары (услуги) под стандарты лиц, которые используют коллективный знак.

В остальном же требования к использованию и регистрации коллективного знака не отличаются ничем от аналогичных требований, которые применяются в отношении товарного знака.

Теперь ответим на еще один важный вопрос: для чего необходим коллективный знак?

Положительные и отрицательные стороны

Можно выделить такие отрицательные и положительные стороны использования коллективного знака.

К положительным сторонам относят такие моменты:

  • на членов сообщества, которые используют коллективный товарный знак возлагают обязанности по соответствию предоставляемых ими услуг или товаров, которые указаны в уставе коллективного знака определенным характеристикам, что создает гарантии качества для потребителей;
  • «продвижение» на рынке коллективного знака, потребует меньших финансовых ресурсов, нежели если бы этим занималась одна организация;
  • удобность использования для указания отличительных особенностей продуктов, которые связаны с социальными, историческими, культурными условиями определенного региона (Классический пример «Шампанское», производящееся во французском регионе Шампань);
  • наличие коллективного товарного знака не лишает организацию права иметь собственный товарный знак, который отличен от коллективного знака;
  • у члена объединения нет нужды самостоятельно проходить непростую процедуру регистрации товарного знака, так как регистрацию производит объединение.

В тоже время существуют и отрицательные стороны:

  • в ситуации, когда одно из лиц использующих коллективный знак роняет неожиданно свою репутацию, автоматически падает репутация других лиц объединения, так как ассоциация с коллективным знаком играет против всех лиц, которые используют коллективный знак;
  • если один из производителей предоставляет более качественные услуги или товары, допускаемые законом и уставом коллективного знака, то он теряет в прибыли, так как в этом случае проходит «усреднение».

Обратимся к предыстории появления вышеуказанного понятия. В интересах экономического развития государства, одна из задач законодательства любой страны — создание оптимальных юридических конструкций для современных экономических отношений. Именно для повышения качества и развития экономических отношений в законодательствах развитых стран вместе с товарным знаком появилось понятие – коллективный знак.

Само определение коллективного знака в разных странах отличается. Коллективные знаки (известные также, как коллективные товарные знаки) определяются обычно, как знаки, которые отличают материал, географическое происхождение, способ производства, качества или другие общие характеристики товаров или услуг различных предприятий, которые используют коллективный знак. В дополнение к российскому определению, в качестве примера приведем определения коллективного знака из зарубежного законодательства.

Кодекс США определяет следующим образом понятие коллективный товарный знак (15 USC § 1127 – Construction and definitions; intent of chapter):

Понятие «коллективный знак» означает знак обслуживания или товарный знак.

Используемый членами ассоциации, кооператива или другой организации или группы, которые имеют добросовестные намерения использовать в торговле и применять зарегистрированные в основном реестре и включают в себя знаки, указывающие членство в ассоциации, союзе или другой организации.

Понятие «знак» включает: знак обслуживания, товарный знак, сертификационный знак и коллективный знак.

Образец устава коллективного знака

Образец устава коллективного знака Скачать образец устава коллективного знака в формате .doc


Показать ещё

Нет комментариев и отзывов для “Устав коллективного знака”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля