Добавлено в закладки: 0
В нашей стране на разных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт общественных детских структур, который представлен в программах, документах, учебных пособиях, исследованиях, методической литературе. Годы реформ в стране и в обществе изменили положение в детском движении. Детское движение — существующее реально явление общественной жизни и современной России.
Современные исследователи определяют такие понятия как «скаутское движение», «детское движение», «детское объединение», «пионерское движение», «детская организация», «детское общественное объединение» и «детская общественная организация». И схему соотношения данных понятий представим так:
Рассмотрим такой важный для исследования социальный институт как «детская общественная организация».
Так, В. И. Пригожин определяет понятие «общественная организация», выделяя в нём следующие особенности:
Цели её вырабатывают изнутри и являют собой обобщение индивидуальных целей участников.
Регулирование обеспечивается принятым совместно уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых.
Членство даёт в них удовлетворение социальных, политических, творческих, культурных, материальных и других интересов участников.
Т. В. Трухачёва в своём определении «общественную детскую организацию» определяет как «воспитательная организация», которая использует главные механизмы воспитания.
А. В. Волохов понимает, что «детская общественная организация» является добровольной самостоятельной, самоуправляемой на основании устава (и прочих документов) равноправное объединение взрослых и детей, созданное для совместной деятельности по защите и реализации интересов объединяющихся.
По мнению Е. В. Титовой «детская общественная организация», являет собой самоуправляемое, самодеятельное детское общественное объединение, которое создается для реализации какой-нибудь социальной идеи (цели), имеющее регулирующее его деятельность правила и нормы, которые зафиксированы в уставе или другом учредительном документе, фиксированное членство и выраженную структуру.
Детскую общественную организацию Р. А. Литвак представляет как особенную социально-педагогическую группу взрослых и детей, реализующих совместно конкретную цель, имеющую чёткую организационную структуру, которая способствует личной ориентации ребёнка.
Л. В. Алиева выделяет «детскую общественную организацию», в которой выражается чётко идеологическая, социальная направленность, создаваемая обычно государственными структурами, взрослым сообществом.
О. А. Копцева, изучая детские общественные организации, отмечает, что члены общественных детских организаций выделяют на фоне сверстников своим оптимизмом и общественной активностью. Члены общественных детских организаций приобретают стремление к конструктивной и организационной деятельности, проявляют стремление оказать на сверстников влияние. Члены детских общественных организациях в значимых делах обретают опыт общественной работы, в них активно формируют качество способствующие процессу самореализации личности.
Признаки детской общественной организации
Детская общественная организация своим существованием содействует естественному стремлению школьников к удовлетворению их различных интересов, самореализации, готовности к освоению наследия и социальных ролей, имеет подтверждающий документ — устав, в котором отражаются задачи, цели, структура, правила, фиксированное членство, органы самоуправления, выборные должности помимо этого в основании детской общественной организации лежит система детских структур, которая направлена на исполнение задач, целей, прав и обязанностей каждого школьника, который включен в организацию.
Из всего вышеизложенного следует, что в современных условиях стали определятся идеологические ориентиры детских общественных организаций, которые сформируют впоследствии у подрастающего поколения значимую социально жизненную позицию, которая даст возможность учесть нужды и интересы и тем самым произойдет саморазвитие и становление личности.
Однако как отмечает В.Н Цепелев в настоящее время нет в России единого центра, который бы координировал и объединял усилие общественных детских организаций по формированию социально-значимых задач, которые связаны с самореализацией личности; осуществления государственной структурированной политики в сфере детских общественных организаций; придания общественным детским организациям социально — значимого характера; увеличения численности общественных детских организаций.
Поэтому современные «детские общественные организации» устремляются на оказание помощи, защиту интересов и прав школьников, выявлению лидерских качеств, созданию микроклимата для их самореализации.
По мнению А. Д. Алфёрова подростковый возраст «характеризуется увеличенным уровнем самостоятельности, активности, желания вначале вместе с взрослыми принимать участие в различных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя обязательства, ответственность, заботы перед ними». Поэтому взрослые стремятся ощутить и увидеть полезность действий школьников, привлекать к яркой значимой социально-деятельности, как это было в пионерской организации и тем самым формировать для самореализации поле с их правильными жизненными позициями.
Соглашаясь с В.Н Цепелевым, выделяем главные черты детских современных общественных организаций:
Отказ от большого количества детей, поэтому срок деятельности большинства детских организаций невелик и был 2–3 года.
Изменился статус участников общественных детских организаций от 6 до 18 лет.
Вхождение взрослых в состав общественных детских организаций.
Не имеют прямого отношения к партиям, но готовы к сотрудничеству, которые действуют в границах Конституции РФ на условиях защиты и поддержки детства.
Изменение статуса общественных детских организаций вследствие самоустранения государства от помощи и поддержки их.
Очаговость и локальность, отказ от массовости.
Игнорирование участия детей в жизни общества, осуществление деятельности лишь внутри организации и лишь для её членов.
Детская общественная организация включает школьников в широкие общественные связи, занимает позицию посредничества меж обществом и детством. Реальная возможность детской общественной организации, которая обусловливает её сущность, состоит в том, что общественная детская организация объединяет качественно новые передовые социальные ценности, опыты, инициативы молодого поколения. С одной стороны они сориентированы на удовлетворение потребностей утверждающейся личности, с другой — на у совершенствование общественных отношений, реорганизацию окружающей действительности.
Образец устава общественной организации – клуба
Скачать образец устава общественной организации – клуба в формате .doc