Добавлено в закладки: 0
Любой предприниматель, начинающий или уже имеющий свой бизнес, должен иметь четкое представление о своем бизнесе. Только определившись с целями, путями достижения, необходимыми вложениями, рисками можно достичь успеха при открытии бизнеса или определиться с его дальнейшем развитием. Для этого предприниматель должен написать грамотный бизнес план, который даст ему возможность:
- определить план действий, придерживаясь которого можно достичь конечного результата;
- получить кредит в банковском учреждении;
- привлечения инвестора.
Написание бизнес-плана требует специфических знаний в различных отраслях открываемого бизнеса, поэтому для правильного его написания предприниматель должен пользоваться услугами специалистов в этих отраслях или находить информацию в соответствующей литературе.
Основные части бизнес-плана
Методик написания бизнес-плана существует большое количество, но анализируя их можно сказать, что состав бизнес-плана должен быть следующим:
- титульный лист;
- оглавление;
- резюме;
- описание возможностей рынка;
- обзор рынка и конкурирующих организаций;
- резюме на членов команды;
- сведения о предлагаемом проекте;
- доходы и расходы;
- возможные риски.
Зачем вообще нужен бизнес план? | Раздел №5: Организационный план; |
Какие части должны быть в бизнес плане? | Раздел №6: Анализ рисков; |
Раздел №1: Составление резюме для плана; | Раздел №7: Способы снижения рисков; |
Раздел №2: Описание компании и услуг; | Составление финансового раздела бизнес плана; |
Раздел №3: Составление маркетингового плана; | Дополнения и приложения к плану; |
Раздел №4: Производственный план компании; | Определение эффективности бизнес плана. |
Эти составные части бизнес-плана необходимы для того, чтобы уяснить стоит ли вкладывать средства в планируемый бизнес, как для предпринимателя, так и для инвестора, и является программой действия для участников, реализующих проект при положительном решении в случае положительного решения на счет открытия бизнеса.
Титульный лист является лицом компании, и он должен содержать:
- название компании и ее адрес;
- ФИО и адреса учредителей;
- цель предлагаемого бизнеса;
- стоимость;
- ссылку на секретность.
Оглавление необходимо для того, чтобы видеть из каких основных частей состоит бизнес-план и для быстрого отыскания необходимого раздела.
Резюме
Резюме или введение должно кратко излагать основные положения предлагаемого бизнеса -чем будет заниматься предприниматель, сколько денег необходимо вложить в его открытие, прогнозируемый спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что его бизнес будет успешным. Введение пишется уже после того, как написан весь бизнес-план, т.к. при его написании выделяется основная суть каждого раздела и помещается в раздел «Введение».
Описание возможностей рынка помогает изучить конкурентов, их преимущества и недостатки и выработать свою тактику для ведения бизнеса.
Очень важно описать идею нового предприятия или услуги с учетом сложившегося состояния дел. Необходимо перечислить имеющихся на рынке конкурентов, указав их сильные и слабые стороны. Данные можно найти на сайтах аналогичных предприятий или компаний, работающих в сфере услуг. Такая скрупулезная работа поможет предпринимателю оценить свои перспективы, найти более рациональные подходы к бизнесу и оценить теперь уже свои слабые и сильные стороны.
Необходимо написать резюме на каждого представителя команды, ведь от того, кто будет работать, часто зависит и успех, а для инвесторов и для работников банка этот пункт всегда является очень важным.Об этом многие предприниматели часто забывают, а напрасно.
Описание компании и продукции (или услуг)
Сведения о предлагаемом проекте должны быть по возможности полными. Если это производство товара, то необходимо описать его технологический процесс, требуемые мощности, оборудование, инструмент, материальные факторы и т.д.Если это открытие компании по оказанию услуг, то необходимо описать, где эти услуги будут оказываться, в каком объеме и что для этого необходимо иметь.
Производственный план
Производственный план поможет определиться с необходимыми площадями, оборудованием и материалами, если это производство какого-либо товара. Нюансы технологического процесса должны быть учтены в полном объеме. Оформив производственный план в виде календарного, предприниматель сумеет спрогнозировать сроки и размеры финансирования, необходимые для реализации задуманного.
Если предприниматель будет оказывать услуги, то такой план необходим, чтобы определиться с этапами, которые будет проходить услуга.
Здесь же необходимо определиться с человеческими ресурсами и количеством времени, которое будет затрачено на производство товара или оказания услуги.
Организационный план
Организационный план тоже необходимо представить. Штатное расписание с указанием должностей и заработной платы, распределение обязанностей должно быть хорошо продуманным, т.к. это поможет избежать многих ошибок при становлении бизнеса. Особое внимание уделяется административному, инженерно-техническому и производственному персоналу, условиям труда, оплаты и стимулирования. Если со временем предполагается увеличение численности штатных работников, то необходимо это тоже отразить в производственном плане.
Такие части бизнес-плана, как финансовая, экономическая, расчетная и маркетинговая тоже должны быть максимально изучены и указаны.
Финансовая часть бизнес плана является его важной частью. Он включает такие основные показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и другие статьи расходов, а также прогноз денежной наличности, активов и пассивов на конец года. По финансовой части судят о чистой прибыли предприятия. Обычно это 3 основных документа:
- баланс предприятия;
- план доходов и расходов;
- прогноз движения денежных средств.
Важной составляющей финансовой части является определение источников капитала, которые необходимы для успешной деятельности предприятия.
Экономическая часть бизнес-плана нужна для того, чтобы можно было рассчитать рентабельность предприятия, сроки его окупаемости и т.д.
Расчетная часть бизнес-плана должна быть четко обоснована и просчитана. Статьи расходов, куда входят первоначальные вложения, налоги, отчисления, ежемесячные платежи и т.д. должны быть учтены максимально. Необходимо не забывать и о возможных рисках, а также указать способы снижения рисков. Варианты развития бизнеса должны быть учтены максимально полностью. При этом необходимо просчитать все варианты – и благоприятные и неблагоприятные.
Риски
Существует огромное количество рисков, которые классифицируются по видам и зависят от специфики предприятия. Предприниматель должен учесть допустимые, критические и катастрофические риски при составлении бизнес плана.
Способы снижения рисков: Задачей предпринимателя является максимально снизить степень риска. Способы, которые используются многими компаниями самые различные – страхование, диверсификация, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска и т.д. Остается только правильно подойти к решению этого вопроса, с учетом специфики открываемого или имеющегося бизнеса.
Маркетинговый план
Маркетинговая часть бизнес-плана поможет предпринимателю установить ценовую политику, тактику реализации продукции, продвигать товар на рынке. Шесть составляющих такого плана – анализ, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль, должны быть рассмотрены в кратко-, средне- и долгосрочном планировании.
Этот алгоритм действий описан для начинающих предпринимателей, а предприниматели долгое время работающие на рынке, должны стремиться к расширению своего производства или услуг, поэтому их бизнес-план должен писаться с учетом анализа имеющегося, дополняться необходимыми разделами и пунктами, чтобы двигать свой бизнес вперед.
Готовый бизнес-план должен быть постоянно перед глазами предпринимателя, в ходе становления бизнеса он должен корректироваться, дополняться. При обнаружении ошибок, они должны исправляться. Такой подход к бизнесу всегда принесет желаемые плоды, и наоборот, игнорирование всего вышесказанного, приведет к негативному результату.