Добавлено в закладки: 0
Начать свой собственный бизнес достаточно непросто. Если вы имеете мало опыта в этой сфере, то риск остаться в убытке становится еще выше. Хорошей поддержкой в деле открытия собственного бизнеса является наличие знающего наставника, который всегда сможет помочь. Такого человека найти достаточно сложно. Но существует такой путь развития бизнеса, на котором вы сможете получить некоторую поддержку, а ваши шансы на выживание в условиях рынка значительно вырастут. Речь идет о франшизе. В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах покупки франшизы.
Что такое франшиза и франчайзинг?
Что следует знать в первую очередь.
Франшиза – это ведение своего бизнеса при условии аренды товарного знака уже другой компании. Как правило, речь идет о хорошо известной компании, которая имеет узнаваемый логотип и фирменный стиль. Такой способ ведения бизнеса сегодня очень популярен, хотя может показаться, что это просто неразумная трата собственных денег, которые могли бы пойти на развитие собственного дела.
Однако, открывая собственный бизнес не имея опыта вы очень рискуете сделать ошибку и прогореть, растратив весь капитал. Покупая франшизу, вы практически покупаете бизнес идею и наставничество. В таком случае начать бизнес будет намного проще, к тому же ваше предприятие будет работать под уже известным именем. Мировая статистика утверждает, что вести бизнес, основанный на арендных отношениях, это намного надежней.
Вот несколько фактов, доказывающих выгоду покупки франшизы:
- 83% всех фирм, работающих на условии использования франшизы, преодолевают 5-ти летний порог ведения бизнеса;
- 52% всех фирм, отказавшихся от франшизы и начавших работать под собственным именем, закрываются в первые 2 года.
Хотя мы этого и не замечаем, нас окружают услуги и продукты, произведенные на основе договора франчайзинга. Это может быть одежда, бытовая техника, мебель, продукты питания. Под чужой торговой маркой можно также предоставлять услуги разного спектра или торговать. Популярность франчайзинга в мире основана на выгодности использования уже раскрученного имени и фирменного стиля, особенно, в сравнении с бизнесом начатым «с чистого листа».
- Франчайзер – владелец торговой марки.
- Франчайзи – субьект, покупающий права на использование торговой марки.
- Франчайзер и франчайзи заключают договор, по условиям которого вместе с торговой маркой могут быть переданы также другие необходимые элементы бизнеса (оборудование, сырье, обучающие материалы, элементы фирменного стиля).
Франчайзер – ваша опора и поддержка
От успеха вашего бизнеса непосредственно зависит популярность и коммерческий успех франшизы. Поэтому владельцы торговой марки заинтересованы в успехе вашего бизнеса. Вам будут оказывать любую возможную поддержку. Вы можете задавать любые насущные вопросы и получите квалифицированную консультацию. Арендодатели также могут предоставить готовый бизнес-план, который значительно облегчит ваш путь к успеху.
От вашего франчайзера вы можете получить :
- Популярное название
- Фирменный стиль
- Бизнес-план
- Помощь в настройке оборудования
- Помощь в наладке технологического процесса
- Налаживание связей с поставщиками
- Обучение персонала.
Аренда торговой марки
Покупка франшизы обладает явными преимуществами по сравнению с ведением совершенно нового бизнеса. Но за право ведения бизнеса под раскрученным знаком нужно платить. Существует два платежей – первоначальный и периодический. Иногда используется только один из них, но чаще всего – оба.
При заключении договора франчайзинга вносится единоразовый платеж. Он называется паушальным взносом. Также вносится периодический платеж за аренду торговой марки – роялти.
Естественно, размер этих взносов зависит от престижности бренда и масштабов вашего бизнеса. А система взносов разнится от случая к случаю. Но помните, вы ведь платите не только за используемую торговую марку, но и за поддержку вашего бизнеса, которая вам особенно необходима, если вы – начинающий предприниматель.
Инвестиции
Помимо расходов на покупку франшизы вы также должны потратиться на покупку и ли аренду помещения, необходимого оборудования заработную плату работникам. Но этот список тоже не полный. Поэтому всегда просчитывайте расходы заранее, до подписания договора.
Франчайзинг и законодательство
Для начала давайте определимся в понятиях терминов.
- Франчайзинг – это система отношений, регламентирующаяся одноимённым договором
- Франшиза – это совокупность исключительных прав, передаваемых в соответствии с договором франчайзинга .
Ведение бизнеса на основе такого договора распространено во всем мире. Однако система законодательства в этой сфере все еще не унифицирована. Это объясняется сложной системой договорных отношений, в которые вступают субъекты (нее входят элементы аренды, совместного предприятия, представительства и лизинга), а также обилием сфер деятельности, в которых могут присутствовать такие отношения.
Сегодня правовые аспекты франчайзинга регламентированы отдельными законодательно-нормативными актами в США, Румынии и Молдове. В остальных государствах франчайзинг регулируется различными нормативно-правовыми разделами.
Несмотря на отсутствие в российском или украинском законодательстве слов «франчайзинг» и «франшиза», нельзя сказать, что правовое регулирование в этой сфере не осуществляется. Здесь такая деятельность называется коммерческой концессией.
Обратите внимание!
Франчайзинг является системой, предусматривающей некоторую помощь в становлении бизнеса, однако, здесь существует целый ряд ограничений. Здесь следует быть особенно внимательным, ведь вас могут обмануть. Некоторые ограничения как раз на это и направлены.
Конечно, вы можете использовать многие чужие технологии (продаж или производства), ведь обычно они не являются собственной уникальной разработкой. Однако, если технологии все же запатентованы, то есть вероятность нарваться на судебный иск.
Законодательство недостаточно хорошо защищает франчайзеров, и им приходится защищаться самостоятельно. Например, договором может быть предусмотрено обязательство франчайзи не допускать какой-либо угрозы для переданной ему конфиденциальной информации в период пользования франшизой, а также длительный срок после. Эта информация оформляется как коммерческая тайна, а «Закон о коммерческой тайне» в РФ действует.
Конечно, в период действия договора арендатор набирается знаний и опыта, нарабатывает клиентскую базу. А после его окончания имеет все ресурсы, чтобы работать только на себя. Если сменить название, логотип и фирменный стиль, внести некоторые корректировки в технологию, то уже никто не сможет к вам предъявить претензий, хотя это и не вполне порядочно по отношению в франчайзеру.
Чаще всего жертвой такого поворота событий оказываются компании, которые специализируются на ресторанах быстрого питания, кафетерия и т.д. Это можно объяснить легкостью изменения рецептур блюд, ведь достаточно заменить всего один ингредиент, но даже оборудование, как правило, остается тем же.
Чем рискует франчайзи?
Не стоит думать, что при заключении договора о франчайзинге рискует только арендодатель. Будьте внимательными при покупке франшизы. Здесь, как и на любом рынке, можно наткнуться на заведомый обман.
Если вы решили купить франшизу, вот несколько советов:
- Проверяйте товарный знак на существование. А также узнайте все о предлагаемой фирме. Ведь мы можете нарваться на банальный сетевой маркетинг.
- Не введитесь на слишком выгодные предложения. Вам могут предложить покупку франшизы только за паушальный взнос, а дополнительным бонусом будет практически отсутствие потребности в инвестициях. Франшизы без вложений, хоть и существуют, но очень малочисленны.
- Вам могут предложить взять в штат их человека. Новый управленец за короткий срок подымет доходность вашего предприятия на небывалый уровень, но прибыль пойдет на оплату его труда. А через какое-то время он сможет стать совладельцем или даже выкупить бизнес. А вы останетесь ни с чем.
- Будьте внимательны. Иногда встречаются мошенники, которые копируют логотип известной франшизы, создавая фирму-однодневку. Они торгуют, якобы, известными франшизами на привлекательных условиях. Их цель – получит паушальный взнос. А вы рискуете не просто потерять деньги, но и нарваться на иск от настоящего владельца бренда.
- Пользуйтесь услугами адвокатов, специализирующихся на франчайзинге. Они хорошо знакомы с темой и смогут обезопасить вас от многих рисков, проверив реальность заявленных предложений, правильность составления договора, истинное положение дел фирмы.
Франшиза может стать для вас хорошим подспорьем в становлении и развитии вашего бизнеса. Но, при отсутствии внимательности и осторожности, может обернуться неприятностями.
На видео: Франчайзинг 2016. Тренды и подводные камни.
Самые востребованные франшизы
Рассмотрим наиболее перспективные области франчайзингового бизнеса.
Сегодня это:
- Точки общественного питания (от небольших продовольственных киосков до ресторанов и кондитерских)
- Продовольственные товары (производство мясных и рыбных продуктов и полуфабрикатов, хлебопекарни, кондитерские, пивоварни и т. д.)
- Ритейлинговый бизнес (покупка супермаркетов и магазинов розничной торговли)
- Товары и услуги для детей (магазины одежды, игрушек, частные курсы и заведения)
- Магазины и бутики одежды и обуви
- Услуги (реклама, такси и т.д.)
- Красота и здоровье (спортклубы, фитнес-питание, салоны красоты и т.д.)
- Инновации.
- Финансы
- Строительство
Вывод
Покупать ли франшизу? Решать вам. Здесь есть свои плюсы и минусы.
С одной стороны, это облегченный путь в мир бизнеса, здесь меньше рисков и вложений. Но также существуют свои опасности и ограничения. Покупая франшизу, будьте внимательны. Изучите договор сами и не поскупитесь на хорошего юриста.