Добавлено в закладки: 0
Унитарное предприятие— особенная правовая организационная форма юридического лица.
Коммерческая организация, которая не наделёна правом собственности на имущество, которое закреплёно за ней собственником. Имущество – неделимое и по паям, вкладам, долям, не распределяется, в том числе меж работниками предприятия. Кроме сведений, которые указаны в пункте 2 статьи 52 Гражданского Кодекса РФ, правовое положение муниципальных и государственных
унитарных предприятий определяет Гражданский кодекс и закон о муниципальных и государственных
предприятиях.
В Российской Федерации главный закон, который регламентирует деятельность унитарных предприятий
– Федеральный закон от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарные предприятия возможны трёх видов:
1. ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие)
2. ГУП (Государственное унитарное предприятие, субъект федерации)
3. МУП (Муниципальное унитарное предприятие, муниципального образования)
Особенности унитарного предприятия
УП — коммерческая организация, которая не наделёна правом собственности на имущество, которое
закреплёно за ней собственником. Данные предприятия называются унитарными, так как их имущество
– неделимое и не может распределяться по паям, вкладам, акциям, долям.
В данной форме можно создать лишь муниципальные и государственные предприятия. Имущество
(соответственно муниципальное или государственное) принадлежит унитарному предприятию на праве
оперативного управления или хозяйственного ведения.
Унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом, цоднако не имеет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Размер уставного фондаxx унитарного государственного предприятия должен быть не меньше нежели 5000 МРОТ, муниципального — не меньше нежели 1000 МРОТ.
Учредительный документ унитарного предприятия – устав.
Унитарное предприятие не имеет права создавать, как юридическое лицо другое унитарное предприятие
при помощи передачи ему части собственного имущества (дочернее предприятие). Это ограничение ввели Федеральным законом от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ, тогда как раньше российское
законодательство давало унитарным предприятиям, которые основаны на праве хозяйственного ведения,
возможность создавать унитарные дочерние предприятия. С принятием данного закона существовавшие
унитарные дочерние предприятия нужно было присоединенить к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 03.06.2003.
Унитарные предприятия должны в ситуациях, которые определены собственником имущества, производить обязательный ежегодный аудит. Договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий при этом должен заключаться по результатам размещения заказа при помощи проведения торгов, как открытый конкурс, в порядке, который предусмотрен Федеральным законом №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд”.
Обыкновенно унитарные предприятия оцениваются как не такая прозрачная форма в сравнении с акционерными обществами, так как в последних закон устанавливает процедуры для корпоративного управления.
Но в качестве преимущества унитарных предприятий выделяют тот факт, что имущество остается в муниципальной (государственной) собственности.
Проведение закупок унитарными государственными предприятиями контролируется Федеральным
законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в области
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (в силу
вступил с 01.01.2014г). Ранее действовал Федеральный закон Российской Федерации №94-ФЗ от 21.07.2005.
Так как соответственно с пунктом 2 статьи 50 и статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации
унитарные предприятия – это коммерческие юридические лица, их деятельность направляется на
извлечение прибыли в отношении собственника имущества — муниципального образования или
государства, а также чтобы покрывать собственные расходы. Помимо этого, безусловно, цель
деятельности – не извлечение прибыли, а обеспечение государственных нужд и удовлетворение
публичных интересов государства,.
Зависимо от метода закрепления имущества выделяют два типа унитарных предприятий (пункт 2 статьи
113 Гражданского Кодекса РФ):
унитарные предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения (статья 114
Гражданского Кодекса РФ);
унитарные предприятия, которые основаны на праве оперативного управления (казённые
предприятия) (статья 115 Гражданского Кодекса РФ).
В Российской Федерации, как самостоятельные организации, кроме дочерних предприятий, униарные
предприятия не признаются, а руководители данных организаций – индивидуальные предприниматели,
что создаёт организационные и имущественные трудности у индивидуального предпринимателя (по
факту предприятия). Так, к примеру, нет права частной собственности на предприятие, как на
имущественный комплекс, так как предприятие предусматривает дополнительно хозяйственные
отношения, что отсутствует при индивидуальном предпринимательстве, отсутствует чёткий регламент
положения членов в предприятии, распределение ответственности и прибыли меж ними и множества
других аспектов.
Образец анкеты федерального государственного унитарного предприятия
Скачать образец анкеты федерального государственного унитарного предприятия в формате .doc