Бюджетный период

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетный период? Описание и определение понятия.

Бюджетный период — это определенный временной период, на который составляют и на протяжении которого корректируют бюджеты. Также на протяжении указанного периода времени осуществляется контроль над их выполнением. Подходя к решению таких задач следует помнить, что разного рода бюджеты имеют свой собственный унифицированный бюджетный период. Когда дело касается разбивки каждого бюджета на небольшие подпериоды, то таким образом определяется минимальный бюджетный период. Специфика бюджета напрямую влияет на бюджеты различных видов. Таким образом каждый из них может иметь отличающиеся друг от друга минимальные бюджетные периоды.

Минимальный бюджетный период — это своеобразная единица измерения, относящаяся к бюджетному периоду (будь то квартал, декада или месяц) по разным видам бюджетов.

Рассмотрим более детально, что значит бюджетный период.

Стратегическое и текущее бюджетирование

В ходе выполнения процесса управленческого планирования, осуществляемого на промышленном производстве, важнейшую роль играет правильное установление временных отрезков бюджетного периода. Подход к выбору временного отрезка, который составляет бюджетный период, в достаточно жесткой мере определяется отдельно взятой индивидуальной и отраслевой спецификой производства, а также некоторыми особенностями макроэкономи­ческой среды, среди которой оно функционирует.

Это имеет достаточно определенное практическое применение при выборе периода бюджетного планирования.

Однако некоторых крайностей необходимо избегать:

  • при ведении бюджетной или плановой деятельности только лишь для целей действующего управления без разрабатывании стратегических бюджетов развития. В данном конкретном случае на предприятии зачастую целесообразно составлять краткосрочные бюджеты периодом от одного до трех месяцев;
  • уделяя слишком большое внимание составлению долгосрочных бизнес-планов и программ развития, включая также и бюджетов, и в тоже время совершенно забывать о жестком краткосрочном бюджетировании. Стоит помнить, что чем дольше длится бюджетный период, тем больше такой бюджет имеет необязательный (индикативный) характер.

Наличие только лишь одного (долгосрочного или краткосрочного) бюджета в большем количестве случаев крайне неблагожелательно влияет на эффективность управленческого планирования.

Рассматривая опыт некоторых передовых компаний на западе, хорошо видно то, что самым правильным является применение единовременно двух, а некоторых случаях даже трех бюджетов, которые различаются по своим временным отрезкам и целям.

Основой для составления так называемых сводных бюджетов служит стратегический план, который определяет основные цели и приоритеты развития. На его базе берутся в разработку три сводных бюджета, а именно: два долгосрочных (скользящий (индикативный) и бюджет развития), а также один краткосрочный. Разные бюджеты имеют различия по функциям, срокам и степени обязательств к исполнению, а также возможности корректирования.

Краткосрочный бюджет и бюджет развития

Когда речь идет о краткосрочном бюджете, длящимся от 1 – до 3 месяцев, стоит перечислить некоторые характерные для него особенности:

  • обязательность исполнения. Если бюджетные показатели не исполняются – это может рассматриваться как намеренный срыв выполнения плана. Всех виновников вполне могут лишить премий, и даже вынести выговор со всеми вытекающими последствиями;
  • полное отсутствие корректировки. Любой краткосрочный бюджет должен корректироваться только в исключительных случаях, например поле санкций высшего руководства производства или же в виду неожиданно возникших форсмажорных обстоятельств. Результаты выполнения приводятся по факту сравнения реально полученных показателей с предполагаемыми, которые установлены в самом начале бюджетного периода. Когда речь идет о краткосрочных периодах, то вероятность колебания внешних факторов очень ничтожна, а ход выполнения плана находится в прямой зависимости непосредственно от структурных подразделений;
  • глобальный характер, носимый контрольно-стимулирующую функцию бюджета. Все показатели исполнения бюджета находятся в самой основе положения о материальном стимулировании работников предприятия;
  • довольно высокая мера детализации бюджетных показателей. Таковая устанавливается не только лишь совокупный показатель, но и структурные составляющие каждого из них. Таким образом производственные подразделения обретают бюджет, который разукрупненный по ряду затратных статей в разрезе отдельно стоящих производственных линий.

Когда речь идет о бюджете развития, длящимся один год, стоит перечислить некоторые характерные для него особенности:

  • обязательность исполнения. В самом начале каждого принимается бюджет развития и краткосрочный бюджет. В будущем рассмотрение квартальных бюджетов идет полностью в пределах бюджета развития. Исходя из этого бюджет на последний, IV, квартал вполне можно получить при помощи проведения расчетов, путем уменьшения плановых показателей бюджета развития на общее суммарное число плановых показателей первых трех кварталов;
  • функция корректировки, путем внесения изменений в макроэко­номическую конъюнктуру;
  • выборочный характер функции контрольного стимулирования. Если годовые показатели были достигнуты или даже перевыполнены, тогда все руководители каждого структурного подразделения обычно премируются. К премии представляется средний и высший менеджмент. Рядовые сотрудники подразделений в данном случае не премируются;
  • степень детализации бюджетных показателей сведена к минимуму. Зачастую, как правило, особо отмечаются только интегральные стоимостные величины. Сюда включается, к при­меру, общая смета издержек подразделения, валовый объем реализации и прочее. Обычно бюджетные данные низшего уровня служат всего лишь средством для реализации сводных стоимостных плановых величин, а не самоцелью. Поэтому чрезмерная детализация общегодовых показателей будет полностью бесполезна и даже вредоносна, если брать во внимание условия рыночной неопределенности;
  • наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (имеется в виду подбюджет первого уровня, который включен в сводный бюджет). Говоря о структуре сводного бюджета промышленного производства, стоит сказать что она является однотипной. Также она находится вне зависимости от продолжительности бюджетного периода. Но при этом, когда составляется инвестиционный бюджет на настоящий период (квартал или месяц), планирование освоения капитала по долгосрочным инвестиционным программам происходит от уже достигнутого уровня (на начало отчетного периода) в согласии с инвестиционным бюджетом, который включен в бюджет развития.

Типы бюджетов

В границах месячного или ежеквартального бюджета инвестиционное планирование можно определять как локальные закупки различного оборудования с наиболее коротким сроком для монтажа, которые вызваны бюджетными планами для производства. Именно эти составляющие инвестиции находят широкое место в финансово-экономическом обосновании. Они происходят из бюджетных планов перевода рассчитанного бюджета на короткий срок, в него входят показатели любого расчетного плана финансовых средств или же сроков, для ввода в строй различных объектов капитального строительства. В долгосрочной форме краткосрочный бюджетный плана в основном составляется на основе построения графика, в который заносятся общие средства, которые выходят за рамки бюджетного периода рассчитанного на короткий срок. Корректировка на текущий момент необходима в ситуации когда наличие финансовых ресурсов превышают текущие производительные потребности.

Исходя из этого инвестиционный доход – это параметры для долгосрочного бюджета развития, в те моменты когда в рамках одного единственного бюджетного периода с легкостью можно сопоставлять любые производственные затраты, а также получение прибыли. Другими словами, с его помощью можно оценить объем эффекта от применения инвестиции. Инвестиционный доход при этом водится в строй с помощью объектов капитального строительства. Всё это включается в краткосрочной бюджетный план, его объем может значительно увеличивается, когда составляются финансовые результаты работы какого-либо предприятия. Учетная запись предыдущего бюджетного периода расчитана на короткий срок, тут в расчёт принимают все финансовые результаты, которые были произведены по текущим операциям. Данные действия вполне естественны,  поскольку полученный результат от работы инвестиций зависит от затрат, которые могли производиться в течение многих периодов расчитаных на короткий срок.

Индикативный вид бюджета – это скользящий бюджет особого вида расчитаный на один год он в основном применяется в начале года, а также он полностью аналогичен бюджету развития. Иначе говоря, в самом начале года принимаются два плана бюджета, которые расчитываютсч на 1 год развития, а также бюджеты, которые расчитаны на первый квартал года краткосрочного периода. Когда выходит время для действия бюджета  расчитанног на первый квартал, прибавляется еще один квартал. По истечению второго квартала, прибавляется второй квартал последующего года и так далее. Таким образом, годовое планирование может не прерываться. Этот факт очень существенно сказывается на эффективности планирования. На предприятии изменения бюджета  развития, а также принятие новоквартальных бюджетов, на протяжении всего текущего года происходят одновременно, благодаря разработке очередного, так называемого – скользящего бюджетного периода рассчитанного на год. Так, когда проходит ревизия объем инвестиций по истечении третьего квартального бюджета развития, управленцам крайне необходимо предоставить знание того, что они хорошо осведомлены о происходящих ситуациях и понимают текущие событич, а также предвидят их анализ развитич на год вперед. В противном случае  изменения в инвестиционной политике могут стать не достаточно обоснованным. Индикативный или скользящий бюджет имеет определенные особенности:

  1. он является обязательным и служат для проведения аналитических целей, в нём полностью отсутствует контрольная стимулирующая функция;
  2. подробная детализация бюджетных показателей аналогична бюджету развития.

Так, два долгосрочных свободных бюджета и один вид бюджета расчитанного на короткий срок может помогать проводить управленческую политику, которая в свою очередь будет полностью сбалансированной и взаимосвязаной в плане стратегического развития, а также текущих  целей предприятия. На данный момент такой подход можно определить как целесообразный и его хорошо использовать на крупных промышленных предприятиях где возможность возникновения дополнительных издержек по плановым аналитическим работам оправдана для повышения качества принятия решений управленческого характера.

Если дело касается предприятий средних по своему размеру, то тут можно порекомендовать планирование, которое основывается на двух принципах – краткосрочном квартальном и годовом бюджетном развитии.

В тех случаях, когда дело касается мелкого бизнеса, то зачастую разумно использовать на практике только текущее планирование, которое позволяет составлять только квартальные бюджеты.

Самые мелкие компании и предприятия в своей основе наиболее зависимы от любых внешних факторов и при этом они могут гибко подстраиваться под изменения рынка, а именно подстраивать свой потенциал ресурсов. Для таких предприятий их будущее – это черный ящик. Именно поэтому для малого бизнеса составление бюджетных планов рассчитанных на долгосрочный период чаще всего можно сравнить с мыльными пузырями. Эксперты и аналитики не советуют заниматься таким делом, поскольку с точки зрения экономики, финансовых средств и развитием компании, для нее  необходимо поставить перед собой или своим предприятием настоящие, реальные и достижимые цели стоит во-первых смотреть какое влияние оказывают методы и их составления, рассмотреть также подходы к разработке бюджетов

Когда дело касается гибкого бюджета тут происходит привязка отдельных статей к общему объему выпуска, а также реализация продукции соответствие сметы от объема работ и затрат в зависимости от определенного объема деятельности переменные и смешанные затраты непрерывно меняются местами, а постоянные при этом остаются неизменными. Именно поэтому в гибком бюджете ясно указывается ставка переменных убытков на единственную единицу продукции, а также прирост смешанных затрат в соответствии на одну единицу прироста объема продукции. Такая ставка является нормой умноженная на стоимость, при этом постоянные убытки выделяются отдельно. Существует очень удобная и эффективная формула, с помощью которой связываются затраты, а также объем производства. С помощью такой формулы можно разрабатывать сметы, а также планы для разных уровней деловой активности различных видов. Таким образом гибкий бюджет самым лучшим является для центров, которые имеют полностью регулируемые затраты, а также для центра выручки, поскольку именно такой центр показывает как именно руководитель изменяя объем выпуска и продажи продукции может прямым способом влиять на убытки или доходы. По такому принципу гибкого бюджета планируется доход, планируются затраты на основные материалы, а также планируется сдельная зарплата.

Фиксированный бюджет неизменен, даже невзирая на уровень деловой активности. Именно поэтому его применяют для планирования не полностью регулируемых затрат, которые не имеют прямой зависимости от объема выпуска и для которых взаимосвязь “вход-выход” не несет явного значения.

Разновидности финансовых бюджетов

Можно выделить определенные разновидности финансовых бюджетов:

  • преемственные. Они используют данные за прошедшие периоды времени, разделяют  их следующим образом: приростные образуется путем простой индексации от предыдущего бюджета не беря во внимание его основа; добавочные – это разновидность приростного бюджета Она позволяет сделать анализ бюджета прошлых лет и помогает подстроить под текущие параметры на данный момент, которые учитывают такие факторы как инфляция, а также изменения в составе штата, дабы удовлетворить все текущие потребности. Рассматривается вопрос дополнительного финансирования денежного, добавочный бюджет не способствует повышению эффективности, однако конкуренция заставляет его более эффективно воздействовать на ресурсы предприятия;
  • бюджеты ” с нуля”. Помогают разработать бюджет, основываясь на предположении о том, что для  данного центра ответственности такой бюджет будет составляться первый раз;
  • с методом проработки дополнительных вариантов. Такие методы отличаются от обычных простых бюджетов тем, что они строят общие и наиболее точные анализы различных вариантов такой бюджет может содержать варианты при которых сумма затрат значительно сокращается или же увеличивается. Зачастую в начале разрабатывается бюджет расчитаный на долгий срок, который закладывают приблизительный объем продаж.

На данный момент в отечественных компаниях чаще всего можно встретить следующие виды бюджетов:

  1. постатейный. Такой вид бюджета отличается жестким ограничениям для каждой статьи без возможности перенести расходы из одной статьи в какую-либо другую;
  2. с временным периодом. Подразумевается закрытие по завершении периода работы учетного периода. При этом нет возможности перенести неиспользованные денежные средства на последующий период. Контроль, а также изменение показателей на такой планируемый период происходят базируясь на анализе факторов плана.

Приведённую классификацию нужно рассматривать в дополнении со следующими бюджетами:

  • дополнительный бюджет. Он сам по себе предусматривает финансирование без включения их в основной бюджет;
  • скобочный бюджет. Это такой план, в котором все издержки предусматриваются на уровне большим или меньшим касательно базовых цифр. После этого рассчитывается объем продаж, реализация которая полностью будут соответствовать уровню издержек. В тех случаях когда базовые показатели объемов продаж не достигают своих целей, скобочный бюджет может помочь менеджеру понять каким образом это повлияет на доход, а также сформировать план, который сможет соответствовать любым непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет крайне необходим в тех ситуациях, когда существует значительный риск сокращения уровня работы и деятельности или же значительных и внезапных изменений в объемах продаж;
  • модифицированный бюджет. Используется он в случаях, когда проектируются продажи на наиболее высоком уровне. Он крайне редко применим для прогноза затрат, поскольку проектные затраты должны полностью соответствовать определенным стандартам, уровням продаж;
  • пооперационное бюджетирование – такой вариант предполагает проектирование издержек для выполнения отдельных функций деятельности и работы;
  • стратегический бюджет. Он интегрирует элементы планирования стратегического плана, а также бюджетного контроля. Он крайне полезен в те периоды, когда существует неопределенность или нестабильность;
  • целевой бюджет – он представляет собой такое план который разделяет расходы средств и связывает их на прямую с целями, которые должны быть достигнуты;
  • бюджеты программ. Такие бюджеты в основном применяются для товаров и услуг.

Мы коротко рассмотрели что такое бюджетное планирование и целый ряд разных типов бюджетов. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

 



Нет комментариев и отзывов для “Бюджетный период”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: