Добавлено в закладки: 0
Что такое чарджбэк? Описание и определение термина.
Чарджбэк (отклоненный платеж) – это последний шанс покупателя возвратить себя деньги из фиктивной транзакции в интернет-магазине, при ошибке банка или ошибке от системы интернет-магазина. Процедура чарджбэк состоит в протесте законности создания определенной транзакции, доказанной церемонным законодательством страны. Владелец карты Визы или MasterCard, с которой были сняты денежные средства счета, должен доказать, что его денежные средства были сняты незаконным способом, или в результате ужасающей ошибки. Доказательства должны быть сильными и разумными, не вызвать сомнения у поставщика платежных сервисов.
Заявление на чарджбэк может быть подано по следующим причинам:
- Техническая ошибка системы (ошибка банка).
- Продавец по ошибке снял деньги со счета.
- Товары, которые были куплены посредством использования карты, не были высококачественны.
- Деньги были сняты с карты не юридическим (украденным) способом.
- Мошенничество – это наиболее распространенная причина убытка денег с карточного счета. Но даже при условии грабежа денег есть возможность сделать все возможное, чтобы возвратить их назад на счет.
Как отменить транзакцию
Первое, что должен сделать владелец карты, счет с которого была выполнена юридическая или неправильная транзакция необходимо зафиксировать а потом подать заявление в Сбербанк (или другой банк – держатель счета). Сроки подачи чарджбэк не должны превышать 45 дней с момента выполнения денежного перевода. Вы не должны откладывать подачу соответствующего заявления в финансовое учреждение, Лучше если банк получит такое заявление в обработку как можно раньше для возмещения на счет карты MasterCard или Визы. Финансовое учреждение рассмотрит заявление клиента в самых коротких сроках, если послать его не только почтой, но также и через Интернет. Например, письменное заявления можно послать через Сбербанк Онлайн (официальный сайт банка – держатель карточного счета).
В обработке заявления клиента кредитное учреждение выполняет специальный контроль, во время которого становятся ясными, переписывается ли чарджбэк, а именно, его первопричины, к международным условиям. Если причина подачи заявлений на действительный чарджбэк, то в этом случае Сбербанк (или другой банк страны) уведомляет поставщика услуг электронного платежа, через которого тот передал оплату, и также финансовое учреждение, которое обработало транзакцию, увидит что необходимо выполнить возвращение денег.
Ответ на претензию от продавца товаров или обслуживания. В тот момент времени, когда банк-посредник (Сбербанк, ВТБ, и т.д.) получает запрос на чарджбэк, он обращается к продавцу определенного обслуживания или товаров, которому были переведены, заплачены средства, подвергающиеся возвращению. На основе этого ответа запроса (продавец) обязан сделать специфический отчет, в котором будет полная информация об определенной транзакции – данные клиента, и также определенная полная информация о товарах. Максимальные сроки, которые выделены законодательством на создание подобного отчета, составляет 45 дней.
Рассмотрение заявки
После квитанции отчетных данных от продавца заявление на чарджбэк рассмотривается арбитражем поставщика платежных сервисов. Во время рассмотрения проверяются все эти транзакции. Для рассмотрения, оценки и рассмотрения подобности условий результатов, выделяется 30 календарных дней. В этот период арбитраж поставщика платежных сервисов должен принять положительный (возмещение) или отрицательный вердикт о заявки клиента на чарджбэк.
Если арбитраж принял положительное решение о пособии заявки на чарджбэк, то деньги возвращаются к карточному счету претендента в период от одного до нескольких дней. В независимости от решения, положительного или отрицательного, покупателю и продавцу о решении сообщается официальным письмом. Если принято отрицательное решение возможно подать решение на арбитраж. Это можно сделать в течении 75 дней с момента принятия решения. Однако обращение этого вида на чарджбэк требует от претендента предоставления убедительных доказательств, которые должны быть зарегистрированы
«Банк имеет право получить информацию в Предприятии:
- об услугах, предоставленных Предприятием;
- о транзакциях, включая внутренние документы, подтверждающие предоставление услуги покупателю, если такие документы необходимы для проведения расследования Банком и предотвращения мошеннических транзакций, подготовки ответов на запросы Министерства Железных дорог или правоохранительных органов, и также в других случаях, обеспеченных действующим законодательством и/или Правилами Министерства Железных дорог;
- о присутствии в Предприятии лицензий на предоставленные услуги (если у Предприятия есть такие лицензии согласно требованиям действующего законодательства);
- о присутствии в Предприятии сертификата соответствия (если доступность такого свидетельства объявлена Предприятием или это обязательно для требований согласно Правилам Министерства Железных дорог)».
Обратите внимание: в словах соглашения это не указано, что банк имеет право на наличное списание со счета без принятия. В продуманном случае банк, на самом деле, заменяет собой судебные власти и использует этот механизм в обмане действующего законодательства. Понятие чарджбэк (Возвратный платеж) отсутствует в российском законодательстве. Но существует, и акт Российской Федерации «О защите прав потребителей» который широко используется.
Как это работает
Этот закон управляет отношениями, возникающими между потребителями и производителями, подрядчиками, продавцами, импортерами в случае продажи товаров (выполнение работ, предоставляя услуги), механизм внедрения этих прав, основывающих права потребителей на покупку товаров (работы, услуги) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, собственности потребителей и окружающей среды, квитанции информации о товарах (работы, услуги) и об их производителях (подрядчики, продавцы), образование, государственная и общественная защита их интересов и также определение.
Потребитель, которому проданы товары несоответствующего качества, если это не было предусмотрено продавцом, имеет право потребовать по выбору:
- бесплатное устранение недостатков товаров или компенсацию расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- пропорциональное сокращение закупочной цены;· замена товаром подобного бренда (модель, статья);
- замены теми же самыми товарами другого бренда (модель, статья) с соответствующим перерасчетом закупочной цены.
Действующее законодательство Российской Федерации (в частности закон «О Защите прав потребителей») не обеспечивает возможность наличного списания со счета без принятия для выгоды потребителя в случае спора по поводу качества товара (целостность товаров). Статья 18 Закона о защите прав потребителей содержит исчерпывающий список прав потребителя в случае обнаружения недостатков Товаров:
- «Потребитель в случае обнаружения в товарах недостатков, если они не были предусмотрены продавцом, по выбору имеет право:потребовать замены товарами того же самого бренда (та же самая модель и (или) статья);
- потребовать замены тем же самым товаром другого бренда (модель, статья) с соответствующим перерасчетом закупочной цены;
- потребовать пропорционального сокращения закупочной цены;
- потребовать непосредственное бесплатное устранение недостатков товаров или восстановления расхода для их исправления потребителем или третьим лицом;
- отказаться от выполнения договора покупки и продажи и потребовать возвращения суммы уплаченной за товар. По требованию продавца и за его счет потребителем должен быть возвращенный товар с недостатками».
Теперь практика чарджбэка в России практически отсутствует (только косвенно в нескольких судах принимались решения, заинтересованные в этом вопросе), и признает, что банк имеет право списать деньги только в случаях, которые непосредсвенно предусмотрены соглашением.
Как мы знаем, лучше не исправлять проблему а предупредить ее, поэтому эксперты советуют, делая транзакции в Интернете, фиксировать все действия, например, сделать скриншоты и держать квитанции.
Независимая подготовка документов
Процедура возвратного платежа (чарджбек) – возмещение обслуживания или товаров или возвращения денег, которые были списаны в результате действий мошенников. Эта процедура была осуществлена системами VISA и MasterCard. Поэтому вы можете возвратить деньги, если они были сняты с карты, которая взаимодействует с ними. Чарджбэк в Сбербанке занимает лидерские позиции среди подобных финансовых учреждений по проведению данной операции.
Возмещение по карте – длинная процедура, но для ее прохождения Вам не потребуется собирать долгий ряд документов. Уникальная необходимая бумага – Ваше заявление, в котором в свободной форме вы должны указать, почему вы считаете наличное списание со счета незаконным и обязательно указать дату и сумму транзакции. Как дополнительные материалы возможно приложить к заявлению скриншоты корреспонденции с продавцом (или компанией, предоставляющей любую услугу) и любые другие доказательства вашей правоты.
В зависимости от поставщика платежных сервисов заявление для возмещения может быть подано в разное время: для Визы этот срок составляет до 180 дней для MasterCard — 120 дней с момента создания транзакции. Максимальный срок инициирования чарджбэка ограничен в диапазоне 540 дней с момента выполнения перевода, однако на таком сроке только опытный специалист поможет возвратить деньги. Некоторые российские банки установили периоды обращения на спорных ситуациях. Так, Сбербанк рассматривает заявления, представленные не позднее, чем 60 дней после создания транзакции, Россельхозбанк — не позднее, чем 55 дней (данные взяты из официальных документов банков). Если заявление клиента подано после этого срока, услуга чарджбэк к нему не предоставляется. Это не совсем правильно так как все банки, выдающие Визу, и карты MasterCard обязуются удовлетворять условия международных платежных систем.
Давайте обратим внимание на то, что предпринимает все расходы, необходимые для выполнения чарджбэка не клиент банка и приемник банка. Последнее, в свою очередь, означает что может потребоваться принудить нечестного продавца на возвращение средств.
Сложная транзакция владельца карты должна адресовать к кредитному учреждению, которое выпустило карту для подачи заявлений о платежном возвращении. Заявление о чарджбек должно содержать информацию о дате и номере транзакции, доказательства, подтверждающие потребность протеста оплаты. Договор на предоставление услуг, скриншоты покупки товаров или услуг, копий корреспонденции, SMS, фотографии — любые документальные подтверждения недобросовестности второй стороны могут быть такими доказательствами, чем больше их — тем лучше. Все эти документы предоставляются в банк владельцем карты и регистрируются.
Если заявление о чарджбек составлено правильно, кодирование причины соответствует условиям поставщика платежных сервисов, и причины потребности отмены оплаты не вызывают сомнения, банк регистрирует заявление и передает его для экспертизы к международным платежным системам (IPS). Министерство Железных дорог, в свою очередь, начинает процедуру чарджбек и обеспечивает информацию в приемнике банка оплаты. Он, в свою очередь, обращается к подрядчику обслуживания или продавцу товаров.
У ответчика есть тридцать дней, в течение которых он обязуется оказаться необоснованным от претензий плательщика. Если он не принимает мер, или действия не удовлетворяют банк, который направил жалобу, информация прибывает в Министерство Железных дорог, делая заказ в банк-эмитент, чтобы удовлетворить чарджбек. В результате сумма транзакции обязательно снимается со счета ответчика и направляется плательщику.
Обращаем особое внимание, что сотрудники банка могут быть неосведомлены о вопросе и будут советовать, чтобы звонить по горячей линии. Стойте на своем, заявление обязаны принять и рассмотреть. Мы советуем также, помнить время заявления. Обычно банки отводят на запрос 30-60 дней тогда дается утвердительный или отрицательный ответ. Если в это время никаких действий от банка не последовало, подайте заявление снова.
Если получен отказ
Статистика говорит, что в каждом третьем случае инициатору чарджбэка отказывают. Но также и в этом случае есть варианты решения вопроса.
В первую очередь, необходимо внимательно изучить текст отказа. Возможно, Вы не могли убедить банк в своей правоте, в этом случае стоит собрать снова все документы и переписать заявление. Если в причинах отказа банальное формальная ошибка, имеет смысл направлять официальную жалобу в банк. Кроме того, есть еще некоторые методы, чтобы привлечь внимание банка. Отзыв на веб-сайте BANKIREVIEW.RU может стать эффективным методом. Также довольно хорошие вариантами могут стать: претензия в главном отделении банка, в международной платежной системе или обращении к Центральному банку.
На каком языке говорят в банке?
Даже процесс подачи заявлений на чарджбек через отделение банка может иногда вызывать осложнения. Если ваше заявление не может быть принятым — просят называть менеджера, администратора или главу отдела. Раз так глухо — Вы просите предоставлять Вам отказ в письменной форме.
Банки это – огромная бюрократическая машина. В таких крупных бумажных организациях большинство объединенных чиновников обычно по рукам и ногам связаны различными кодексами и инструкциями, которые отвечают за все на свете включая связь с клиентами. В результате далее узкий раунд знакомых процедур многие сотрудники “ничего не знают”.
Чтобы вооружиться, перед посещением банка, желательно изучить прикладную терминологию. По крайней мере, необходимо понять различие: между картой и счетом, между датой списания со счета и датой платежного подтверждения, между банковским переводом и оплатой согласно карте.
Далеко ходить не нужно. Например, у Сбербанка есть спецслужба по возмещению, которое никоим образом не связано с чарджбэком из Министерства Железных дорог. Вместо чарджбэка все, кто обращается для возвращения, Сбербанком предоставляется обслуживание, которое чарджбэком по сути не является. Таким образом для возмещения чарджбэка Сбербанку необходимо соблюсти особые требования.
Мы рассмотрели чарджбэк: как отменить транзакцию, рассмотрение заявки, как это работает, независимая подготовка документов, если получен отказ, на каком языке говорят в банке. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.