Торговая надбавка

Добавлено в закладки: 0

Что такое торговая надбавка? Описание и определение понятия

Торговая надбавка — это наценка к отпускной цене товара. Может также обозначать часть розничной цены товара, которая находится в распоряжении торговых компаний для возмещения издержек и возможности приобретения прибыли.

Обычно устанавливают в процентном соотношении к цене получения товара. Торговая надбавка обычно, отличается зависимо от товара, географических районов и товарной группы.

Это поясняется различием в уровне издержек и в необходимости обеспечить рентабельную работу предприятий

Калькуляционная единица

Торговая надбавка 8Себестоимость (издержки производства) — это выраженные в денежной форме текущие затраты компании на реализацию и производство продукции, которая является расчетной основой цены.

Калькуляционная единица — это единица конкретной услуги (изделия) по калькуляционным статьям (по калькуляции)

Основа расчета цен — калькулирование издержек обращения (себестоимости).

Калькуляция составляется на единицу измерения количества выпускаемой продукции (1 штука, 1 метр, 100 штук, когда проводятся одномоментно), которая принята, учитывая производственную специфику. Калькуляционная единица также единица ведущего потребительного параметра изделия.

Списки калькуляционных статей отображают особенности производств.

Статьи калькулирования

Для отечественной современной практики наиболее характерен такой перечень статей калькуляции:

  • энергия и топливо на технологические цели;
  • материалы и сырье;
  • начисления на заработную плату производственных рабочих;
  • заработная плата производственных рабочих;
  • общехозяйственные расходы;
  • общепроизводственные расходы;
  • коммерческие расходы;
  • прочие производственные расходы.

Торговая надбавка 7Статьи 1-7 называют производственными расходами, так как они связаны непосредственно с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов — это производственная себестоимость. Статья 8 (коммерческие расходы) рассматривает расходы, которые связаны с реализацией продукции: затраты на рекламу, упаковку, хранение, транспортные расходы частично. Сумма коммерческих и производственных расходов — это полная себестоимость продукции. Отличают косвенные и прямые расходы. Прямые расходы относят непосредственно на себестоимость конкретного изделия. В согласии с приведенным перечнем прямые расходы представлены статьями 1-3, что является характерным для большинства производств. Косвенные расходы связаны обычно с производством всей продукции или нескольких ее типов и относят на себестоимость конкретных изделий косвенно — при помощи процентов или коэффициентов. Зависимо от специфики производства и косвенные, и прямые расходы могут сильно отличаться. К примеру, прямые расходы в монопроизводстве — это почти все затраты, так как итогом производства является выпуск одного изделия (авиа, судостроение и др.). Наоборот, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получают одномоментно гамму прочих веществ, практически все косвенные расходы.

Отличают также условно-переменные и условно-постоянные расходы. Условно-постоянными называют расходы, объем которых не изменяется или слабо изменяется с изменением объема выпуска продукции. Для большей части производств можно таковыми считать общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Условно-переменными являются расходы, объем которых зависит прямо пропорционально от изменения объема выпуска продукции. Обычно это топливно-энергетические, материальные расходы на технологические цели, расходы с начислениями по оплате труда. Конкретный список расходов связан со спецификой производства.

Порядок образования элементов чистого дохода в цене

Торговая надбавка 6Прибыль изготовителя в цене — это величина прибыли с вычетом косвенных налогов, которая получается изготовителем от реализации единицы товара.

Когда цены на товар свободны, то величина данной прибыли напрямую зависит от ценовой стратегии продавца или изготовителя.

Когда цены регулируются, то величину прибыли можно определить нормативом рентабельности, который установлен органами власти, и при помощи прочих рычагов ценового прямого регулирования.

В нынешних российских условиях объектами ценового прямого регулирования на федеральном уровне являются цены на природный газ для объединений-монополистов, тарифы на электрическую энергию, которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, тарифы на типы транспорта с самыми большими грузооборотами (первоочередно тарифы на железнодорожном грузовом транспорте), цена на важные жизненно лекарственные препараты и на услуги, самые существенные с социальных и народнохозяйственных позиций.

Объект прямого ценового регулирования со стороны местных органов власти и субъектов Российской Федерации — это значительно больший перечень услуг и товаров. Этот список зависит в решающей мере от двух факторов: возможностей местных и региональных бюджетов и степени социальной напряженности. Чем больше социальная напряженность и объем бюджетных средств больше, тем при прочих одинаковых условиях больше масштабы ценового прямого регулирования.

В российской практике при государственном контроле цен и зачастую при системе свободных цен в качестве основы для применения процента рентабельности при расчете прибыли в расчет принимают полную себестоимость единицы товара.

Пример калькуляции торговой надбавки

Торговая надбавка 5Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит так:

  1. Основные материалы и сырье — 3000 руб.
  2. Электроэнергия и топливо на технологические цели — 1500 руб.
  3. Оплата труда основных рабочих на производстве— 2000 руб.
  4. Начисления на оплату труда — 40% к оплате труда основных рабочих на производстве
  5. Общепроизводственные расходы — 10% к оплате труда основных рабочих на производстве.
  6. Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных рабочих на производстве.
  7. Расходы на упаковку и транспортировку — 5% к производственной себестоимости.

Нужно определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от продажи одного изделия, когда приемлемая для изготовителя рентабельность – 15%.

Расчет

1. В абсолютном выражении исчисляем косвенные расходы, данные в процентах к уплате труда основных рабочих на производстве, на 1000 изделий:

  • начисления на оплату труда = 2000 руб. *40% : 100% = 800 руб.;
  • общепроизводственные расходы = 2000 руб. *10% : 100% = 200 руб.;
  • общехозяйственные расходы = 2000 руб. *20% : 100% = 400 руб.

2. Рассчитываем производственную себестоимость как сумму расходов статей 1-6.

  • Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 800 + 200 + 400 = 7900 (руб.).

3. Расходы на упаковку и транспортировку = 7900 руб. · 5% : 100% = 395 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7900 руб. + 395 руб. = 8295 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,3 руб. + 8,3 руб. · 15% : 100% = 9,5 руб.

6. Включая прибыль от реализации одного изделия = 8,3 руб. · 15% : 100% = 1,2 руб.

Цена изготТорговая надбавка 4овителя — цена, которая включает в себя прибыль изготовителя и себестоимость.

Фактическая реализация услуг (товаров) по ценам изготовителя (заводская цена, цена производителя) возможна преимущественно в ситуации, когда в структуре цен отсутствуют косвенные налоги. В нынешней хозяйственной практике список данных услуг (товаров) ограничен. Обычно, в структуре цены в качестве ценообразующих элементов есть косвенные налоги. В цены абсолютно большей части услуг (товаров) включается налог на добавленную стоимость (НДС).

Роль акциза

В структуре цен на товарный ряд есть акциз. Этот косвенный налог включается в цену товаров, для которых является характерным неэластичный спрос, т. е. увеличение уровня цены в итоге включения в нее акциза не вызывает уменьшение объема покупок этого товара. Благодаря этому реализуется налоговая фискальная функция — обеспечение доходов бюджета. Подакцизные товары вместе с тем не должны являться товарами первой необходимости: введение акциза в данной ситуации противоречило бы требованиям социальной политики. Ввиду этого и в международной, и в отечественной практике подакцизными в первую очередь являются табачные изделия и алкогольная продукция. Такие товары, как спички и сахар, характеризуются самым высоким уровнем неэластичности спроса, подакцизными не являются, так как включены в список товаров первой необходимости.

Вместе с главными федеральными налогами (акцизом и налогом на добавленную стоимость) в цены будут включаться прочие косвенные налоги. К примеру, до 1997г. в России в структуре цены предусматривался специальный налог. В 1999г. почти во всех регионах Российской Федерации ввели налог с продаж. Позже были сняты эти косвенные налоги.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную стоимость в цене как самого распространенного налога.

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является цена без НДС. Ставки НДС устанавливают в процентах к данной базе.

Торговая надбавка 3Пример. Уровень цены изготовителя — 9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную стоимость равняется 20%. Тогда уровень отпускной цены, т. е. цены, которая превышает цену изготовителя на величину НДС, будет:

  • Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. · 20% : 100% = 11,4 руб.

Элементы цены — это также оптовая посредническая надбавка и торговая надбавка, когда товар реализуют через сеть розничной торговли.

Отпускная цена — цена, по которой изготовитель контролирует продукцию за границы предприятия.

Отпускная цена больше цены изготовителя на величину косвенных налогов.

Правила регламентирования и учета посреднических услуг

Надбавка торговаяТорговая (посредническая) скидка (надбавка) — форма ценового вознаграждения торгового (оптового) посредника.

Издержки обращения — это собственные затраты посредника, без учёта расходов на закупаемый товар.

По экономической природе и торговая, и оптовая посредническая, надбавки — это цены услуг соответственно торговой и посреднической организаций.

Ценовое посредническое вознаграждение, как любая цена, включает в себя три элемента:

  • косвенные налоги;
  • прибыль;
  • издержки обращения или затраты посредника.

Цепочка посредников по мере развития конкуренции снижается. В отечественной практике в настоящее время большой ассортимент потребительских товаров продается только при помощи торгового посредника и непосредственно с завода-производителя.

Ценовое вознаграждение посредника в хозяйственной практике может рассчитываться в форме скидки и надбавки.

Посреднические надбавка и скидка в абсолютном выражении совпадают, так как исчисляются как разница меж ценой, по которой посредник покупает товар — цена закупки, и цена, по которой продает его — отпускная цена. Разница меж понятиями «надбавка» и «скидка» возникает, когда их приводят в процентном выражении: 100%-ная база для расчета надбавки — цена, по которой посредник получает товар, а 100%-ная база для расчета скидки — цена, по которой посредник продает данный товар.

Пример.

  • Посредник покупает товар по цене 11,4 руб. и продает его по цене 13 руб.
  • В абсолютном выражении скидка = надбавка = 13 руб. — 11,4 руб. = 1,6 руб.
  • Процент надбавки 1,6 руб. · 100% : 11,4 руб. = 14%, а процент скидки 1,6 руб. · 100% : 13 руб. = 12,3%.

Посредническая надбавка

Посреднические надбавки при условиях свободных цен применяются в той ситуации, когда на продавца не оказывается жесткое ценовое давление, т. е. на рынке занимает положение лидера (монополиста). В данной ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

Но зачастую посреднические надбавки применяются в качестве рычага ценового контроля со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка дает возможность продать товар по цене высшей,нежели это допускают интересы социальной и народно-хозяйственной политики. Так, в России в течение продолжительного времени использовались сбытовые снабженческие надбавки на самые важные типы топлива. Эти надбавки контролировались федеральными органами власти. В данный момент почти во всех регионах России являются действительными торговые надбавки по продуктам увеличенного социального значения. Данные надбавки контролируются местными органами власти. Масштабы их применения значительно увеличились после кризиса 1998г.

Посреднические скидки в условиях свободных цен применяются в том случае, когда продавец должен рассчитывать собственные показатели в жесткой зависимости от цен, которые складываются на рынке. В данной ситуации расчет вознаграждения посредника строят на принципе «скидывания» данного вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки обычно предоставляют производителями посредникам по сбыту и собственным постоянным представителям.

Вместе с посредническими надбавками и скидками, которые связаны с уровнем цены, широкое распространение приобрела такая форма вознаграждения посредника, как установление процента от стоимости проданных товаров для него.

Прибыль посредника определяют с применением процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения — это собственные затраты посредника (к примеру, расходы на уплату труда работников, плата за аренду помещения, хранение и упаковку товара).

Расходы, которые связаны с закупкой товара, не входят в издержки обращения.

Пример. Учитывая условия прошлого примера определим наиболее допустимые издержки обращения для посредника, когда минимальная рентабельность, которая приемлема для него равняется 15%, а ставка НДС на посреднические услуги — 20%.

Абсолютная величина посреднического вознаграждения представляется уравнением, приняв за х наиболее допустимые издержки обращения:

  • х + х * 0,15 + (х + 0,15х) * 0,2 = 1,6;
  • х = 1,16 (руб.).

Когда реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки всех последующих посредников рассчитывают к цене его закупки.

Пример. Посредник продает товар торговой организации. Учитывая указанные выше условия данная реализация будет проводиться по цене 13руб. (11,4 + 1,6).

Тогда розничная цена при гранично допустимом уровне торговой надбавки в 20% будет 15,6 руб. (13 + 0,2 * 13).

Посреднические надбавки и скидки нужно отличать от ценовых надбавок и скидок.

Первые, как вышеуказано, составляют вознаграждение за посреднические услуги, потому их наличие связано всегда не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями (их количество прямо пропорционально количеству посредников).

Ценовые надбавки и скидки — инструменты стимулирования сбыта. Они применяются в отношении к одному ценовому уровню и связываются с одной ценовой стадией.

Мы коротко рассмотрели торговую надбавку: правила регламентирования и учета посреднических услуг, калькуляционную единицу, статьи калькулирования, порядок образования элементов чистого дохода в цене, пример калькуляции, посредническую надбавку, роль акциза. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Торговая надбавка”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: