Добавлено в закладки: 0
Несоответствие изданного государственным/муниципальным органом решения закону является основанием для признания его недействительным. Подобная мера направлена на защиту прав в целом. Дополнительно признание недействительным акта государственного органа допускается при несоблюдении интересов граждан и организаций.
Законодательная база
Общие принципы защиты гражданских прав путем признания недействительным ненормативного акта государственного органа закреплены положениями Конституции. Аналогичная позиция отображается в Гражданском кодексе. Одним из методов отстаивания законности считается признание недействительным акта государственного органа.
Каждый человек может отстаивать свои интересы в суде. При нанесении человеку убытков действием/бездействием властного органа издавшего распоряжение, он может требовать возмещения полученного ущерба. Заявление о признании акта государственного органа недействительным подается с учетом подсудности (ст.22 ГПК РФ) по месту расположения органа власти, издавшего незаконное решение.
Порядок обжалования нормативных актов определяется законом. Принятие Кодекса об административном судопроизводстве привело к тому, что регулирование института оспаривания в случае признания недействительным акта государственного органа перестало быть прерогативой исключительно гражданско-процессуального законодательства (Решение по делу 2а-4401/2017 ~ М-4060/2017). По мнению специалистов в области права глава 24 ГПК не полно рассматривала данную проблему. Новой редакцией КАС РФ была дана более широкая регламентация особенностей судебного процесса.
Нормативные и ненормативные акты
В каких случаях допускается признание недействительным акта государственного органа? Изначально нужно разграничить нормативные/ненормативные документы. Несмотря на отсутствие внятного законодательного определения, существуют характерные признаки. Для нормативных решений это:
- наличие предписаний, обязательных для исполнения и влекущих юридические последствия;
- указания, оформленные нормами права;
- многократность применения;
- отсутствие четкой адресности.
Признаки ненормативных документов:
- наличие предписаний, имеющих индивидуальную направленность и влекущих юридические последствия;
- отсутствие норм права;
- издание по определенному поводу;
- расчет на реализацию отдельного/ограниченного вида гражданских правоотношений.
Ненормативный акт считается недействующим с момента устранения причин его издания (прекращения правоотношений). Подобные постановления издают:
- властные структуры (государственные/муниципальные);
- органы МСУ;
- муниципалитеты;
- профильные министерства, ведомства или прочие субъекты хозяйственного права;
- должностные лица;
Ненормативный правовой документ может издаваться в различных формах (указ, постановление, распоряжение, приказ или предписание). Конкретный вид определяется правоотношением, приводящим к появлению документа.
Обжалование через суд
Признание акта органа местного самоуправления недействительным происходит в рамках арбитражного или общего судопроизводства. В арбитраже разбираются дела об обжаловании постановлений, ущемляющих интересы субъектов экономической деятельности (ст.27 АПК РФ).
Главой 21 Кодекса об административном судопроизводстве установлено право граждан – адресовать исковые заявления в суды общей юрисдикции при обжаловании постановлений государственных органов управления или муниципалитетов.
Анализ судебной практики показывает, что организации обычно обжалуют результаты различных проверок. Если документ, выданный в результате ревизионной проверки (акт проверки, предписание, надзорное определение) не содержит обязывающих действий, то он не расценивается как нормативное решение.
Поэтому они не могут признаваться судом не соответствующими нормам закона в рамках арбитражного судопроизводства (Постановления ФАС ВВО от 23.07. 2010 № А43-1003/2010).
Процедура обжалования приводится в главе 21 КАС РФ. В частности статья 209 определяет требования к административному иску о признании акта таким, что не соответствует нормам закона. В документе необходимо указывать:
- полное наименование органа, издавшего спорное постановление;
- реквизиты документа;
- описание нарушенного права;
- ссылку на подзаконный акт, которому не соответствует постановление или акт;
- выдвигаемые требования.
Заявление о признании акта органа самоуправления недействительным подается в рамках Гражданско-процессуального законодательства. Судом определяется подсудность и подведомственность дела, проверяется заявление на соответствие нормам закона, решается вопрос об открытии производства. Если иск подан к ненадлежащему ответчику, не содержит письменные доказательства изложенных событий или к нему не приложена квитанция об оплате госпошлины, то суд оставляет его без движения и дает время на устранение обстоятельств, которые привели к этому. Если заявитель устранит причины, то впоследствии суд откроет производство и начнет слушание дела, по сути.
Последствием признания акта недействительным полностью или частично является отмена его действия в объеме несоответствия. Недействительность начинается с момента издания оспариваемого постановления или установленного судом времени.
https://youtu.be/YWcOXokG2yI