Управление в корпорации

Добавлено в закладки: 0

Управление в корпорации, как организованной системе общественных отношений, должно обеспечивать выбор стратегических решений, координацию работы структурных элементов и согласование их взаимных интересов в процессе деятельности.

Общее собрание

Высший орган управления корпорации Высшим органом управления корпорации является общее собрание участников. Его функции:

  • определение направлений деятельности;
  • утверждение устава организации;
  • определение механизма принятия новых участников, их вывода из состава учредителей;
  • утверждение годовых отчетов;
  • принятие решений об учреждении новых хозяйствующих субъектов;
  • избрание СД, определение численного состава и принятие решений о прекращении полномочий совета директоров;
  • избрание ревизора;
  • принятие решений относительно реорганизации/ликвидации.

Решения собрания, которые противоречат закону, могут быть обжалованы в суде.

Аппарат управления

Организация управления корпорацией предполагает создание устойчивой к возможным изменениям структуры подразделений, объединенных общими целями. Они различаются своими полномочиями и функциями в корпорации. Аппарат управления состоит из совета директоров, который разрабатывает стратегию компании. Также это может быть единоличный исполнительный орган в лице президента или гендиректора. Исполнительный орган занимается оперативным управлением делами организации. Разделение функций владения и управления обеспечивает возможность использования в аппарате управления квалифицированных менеджеров.

Разные модели управления

Структура управления корпорацией Структура управления корпорацией предусматривает 4 модели, которые отличаются наличием/отсутствием совета директоров или коллегиального органа.

В крупных компаниях с большим количеством акционеров обычно существует СД. Если в компании предусмотрено два исполнительных органа, то между ними распределяются полномочия и ответственность за принимаемые решения.

Акционеры влияют на решения компании через совет директоров. В модели управления корпорацией, где нет коллегиального исполнительного органа, президент получает практически неограниченную власть. Ответственность за управленческие решения лежит только на нем. Модели управления хозяйствующим субъектом:

1 модель 2 модель 3 модель 4 модель

Общее собрание участников

Совет директоров Совет директоров

Единоличный исп. орган (гендиректор, президент)

Ревизионная комиссия

Если в компании нет крупных собственников, которые контролировали бы ее деятельность, то акции распределяются между мелкими владельцами. Они особо не интересуются делами предприятия и выборами совета директоров. В условиях бесконтрольности главная роль в управлении корпорации переходит к менеджменту, имеющему свой личный интерес. Пользуясь своей властью, исполнительный орган может направлять прибыль предприятия не на выплату дивидендов, а на повышение личных зарплат и премий.

Недобросовестные менеджеры нередко выводят из компании значительные активы, продавая за бесценок подставным организациям. В результате предприятие банкротится. Наиболее стабильно развивается предприятие, где участники представлены:

  • крупными собственниками бизнеса;
  • менеджерами с пакетом акций;
  • государством, которому принадлежит часть капитала;
  • частными вкладчиками.

Органы управления корпорацией объединены общим интересом и представляют слаженное сообщество. Проблемной для участников корпорации становится также модель, представленная одним крупным акционером, владеющим более чем 3/4 капитала, и множеством мелких вкладчиков. Держатель 75% акций фактически становится единоличным собственником предприятия, имеющего лишь формальные признаки корпорации в виде совета директоров или общего собрания, которое не в состоянии заблокировать ни одно его решение.

Функции СД

Совет директоров призван осуществлять стратегическое управление корпорацией. Его функции:

  • определение общих принципов деятельности;
  • разработка производственной или торговой политики;
  • решение вопроса о распределении прибыли и выплате дивидендов;
  • подбор и назначение кадров;
  • определение и устранение потенциальных рисков.

Управляющие должны заниматься решением задач повседневного характера и быть подконтрольны СД. С развитием корпораций значение общего собрания снижается, а совет директоров приобретает все большее значение в качестве инструмента внутреннего контроля.

Совет директоровУправление крупными корпорациями показывает, что совет директоров в них становится важнейшим организационным ядром. Инвестиционная привлекательность предприятия зависит от качественного состава СД. В состав совета директоров входят только физические лица. На общем собрании они имеют право на участие с совещательным голосом. В уставе общества могут быть прописаны определенные требования к кандидатам в СД:

  • право владеть определенным пакетом акций;
  • наличие соответствующего образования и опыт работы;
  • профессионализм.

Чтобы управление в корпорации было эффективным, нужно обеспечить независимость совета директоров. В уставе должна быть прописано наличие как минимум трех участников, которые не зависели бы от должностных лиц компании, ее контрагентов или учредителей. Только так можно обеспечить объективность СД.

Хотя выборы совета директоров проходят каждый год, его члены могут переизбираться неограниченное количество раз. Количество участников СД зависит от численности акционеров. Однако не должно быть меньше 5. С 2002 года участники общества выбирают совет директоров только кумулятивным голосованием.

Инструменты управления

Методы управления корпорацией представляют систему правил и инструментов воздействия, которые направлены на развитие бизнеса. Их можно разделить на три группы. Организационно- административные методы выступают в директивной форме, обязательной для исполнения персоналом (распоряжения, приказы или инструктажи). Экономические меры имеют характер стимулирования в виде заработной платы, различных материальных бонусов, системы поощрения.

Социально-психологические методы основаны на методиках мотивации, создании комфортных межличностных отношений в коллективе. Так как успешная деятельность предприятия на 85% зависит от психологической атмосферы. На профессиональные навыки приходится 15% успеха.

Основные системы

Механизм управления корпорациями призван обеспечить баланс интересов между различными структурными элементами предприятия и ответственность:

  • правления директоров перед собственниками;
  • исполнительного органа перед СД;
  • крупных акционеров перед мелкими вкладчиками;
  • предприятия перед его служащими и потребителями.

Между двумя противоположными системами управления в корпорации – аутсайдерской и инсайдерской, существуют и другие варианты, которые отражают особенности национальной экономики. Например, японская или семейная. Формирование механизма зависит от того, кто контролирует управление собственностью корпорации:

  • инсайдерская модель – компания контролируется менеджерами;
  • аутсайдерская форма – независимый совет директоров;
  • японская модель – характеризуется социальной сплоченностью, закрытостью и банковским контролем.

Ущемление прав миноритариев

Процесс зарождения системы управления происходит под влиянием множества факторов, основными из которых являются:

  • механизмы защиты прав акционеров;
  • полномочия правления;
  • степень открытости деятельности предприятия.

В российских корпорациях система управления находится на чрезвычайно низком уровне. Особенности управления в корпорации заключаются в том, что права акционеров зависят от их доли в общем капитале:

  • миноритарии с 1% акций имеют доступ к реестру акционеров и право на судебные иски;
  • акционеры, имеющие 2% акций, могут участвовать в общих собраниях, обсуждать кандидатов и принятые решения;
  • участники с 10% акций могут созывать общее собрание;
  • пакет акций в размере 25% дает доступ к отчетности предприятия;
  • владелец 75% акций может вносить изменения в устав, определять тип и количество ценных бумаг, принимать решение о реорганизации или ликвидации предприятия.

Проблемы управления корпорациями в современной России связаны:

  • с ущемлением прав мелких акционеров, что позволяет выводить прибыль не дивидендным способом;
  • отсутствием контроля над деятельностью менеджмента, который подотчетен только главному акционеру;
  • сосредоточением в одних руках функций управления и контроля;
  • отсутствием прозрачности деятельности компаний;
  • отсутствием информации о реальном положении компании, ее владельцах;
  • использованием незаконных методов корпоративного управления.

Ресурсы корпорации

Ресурсы корпорацииВажной сферой хозяйственной деятельности предприятий является управление ресурсами корпораций – финансовыми и трудовыми. К финансовым ресурсам относят собственный капитал и заемные средства, из которых формируются активы.

При создании предприятия финансовые ресурсы образуются из взносов учредителей. В процессе деятельности компании создаются новые источники для формирования капитала.

Не менее важным стратегическим ресурсом корпорации является недвижимость. Она занимает значительную часть активов компании. По способу использования недвижимость может быть операционной или инвестиционной. Управление недвижимостью корпораций предусматривает систему мер, направленных на повышение эффективности ее использования. Сюда относится:

  • оформление необходимых документов для регистрации права собственности;
  • сохранение объекта недвижимости и дальнейшее повышение его рыночной стоимости;
  • контроль договоров аренды и финансовых потоков;
  • разработка программ по привлечению и удержанию арендаторов;
  • мероприятия по эксплуатации объекта;
  • реконструкция в целях повышения уникальности.

Финансовый менеджмент

Цель управления корпорацией:

  • повышение рентабельности;
  • увеличение прибыли предприятия;
  • расширение конкурентных возможностей;
  • ·оптимизация денежных потоков и финансовых затрат;
  • поиск новых способов мотивации трудового коллектива.

В их достижении важная роль отводится финансовому менеджменту. Его задачи:

  • обеспечение предприятия финансовыми ресурсами;
  • своевременное выполнение обязательств компании перед кредиторами;
  • разработка политики управления свободными деньгами;
  • управление портфелем финансовых активов.

Умелое управление финансами корпорации является одним из главных факторов успешной деятельности. Выполнение задач подразумевает:

  • анализ финансовой ситуации;
  • учет поступления денежных средств и их расходования;
  • мониторинг задолженности (дебиторской и кредиторской);
  • выявление возможных источников финансирования;
  • формирование структуры капитала корпорации;
  • расчет потребности в оборотном капитале;
  • анализ управления инвестиционными проектами;
  • финансовое планирование и прогнозирование.

Жизненный цикл

Каждая организация проходит определенные стадии развития. Управление жизненным циклом корпорации возможно при гибком реагировании на изменения факторов внешней среды:

  • на первой стадии происходит формирование предприятия. Единомышленники заняты разработкой идеи, а мотивацией становится возможность самореализации;
  • на стадии роста создается организационный базис, идет освоение рынка;
  • на этапе зрелости компания расширяется, завоевывает свой сегмент рынка, достигает устойчивости во внешней среде;
  • период спада может быть вызван такими факторами, как появление более успешного конкурента или исчезновение рынка.

Оздоровление ситуации

Кризисные явления в организации могут возникнуть на любом этапе. Антикризисное управление корпорацией позволит сформировать систему мер для снижения негативных факторов и финансового оздоровления предприятия. Причины кризиса:

  • несбалансированная налоговая политика;
  • нестабильность правового регулирования;
  • отсутствие инновационных технологий;
  • конкурентная борьба;
  • непрофессиональный или недобросовестный менеджмент;
  • использование информации, не соответствующей действительности;
  • низкое качество организации производства;
  • нерациональное использование ресурсов.

Антикризисное управление в корпорации подразумевает:

  • отслеживание финансово-экономических показателей производственной деятельности;
  • управление знаниями и разработку уникальных стратегий по маркетингу и финансовой политике предприятия;
  • сокращение издержек производства и повышение производительности труда;
  • привлечение дополнительных средств собственников;
  • использование эффективных методов для мотивации персонала.

Успех антикризисной политики зависит также от действия властей по корректировке экономической политики, соблюдению правовых норм, ужесточению контроля.

Документооборот в компании

На эффективность работы любой компании также влияет документальное обеспечение. С развитием экономических отношений возрастают требования к информационному обслуживанию предприятия. В условиях рыночной конкуренции незначительная ошибка в оформлении или содержании документа может привести к большим потерям. Поэтому современные требования организации документооборота предусматривают формирование единой системы, начиная с создания документа и заканчивая его уничтожением или сдачей в архив.

Международные корпорации

Международные корпорацииВсе большее значение в мировом хозяйстве приобретает управление международной корпорацией. Их особенностью является разнообразие и большой объем привлекаемых ресурсов. Международные компании сосредоточенные преимущественно в США, Японии и европейских странах, направляют прямые инвестиции в другие государства.

За счет этого создаются вспомогательные производства. Ежегодно на таких предприятиях производится продукция на сумму, превышающую 1 трлн. долларов. По данным ООН, существуют транснациональные (ТНК) и многонациональные (МНК) корпорации. МНК отличаются многонациональностью кадров и капиталов.

Управление транснациональной корпорацией направлено на постоянное руководство материнской компанией зарубежными филиалами. Однако они могут самостоятельно принимать решения по освоению региональных рынков в соответствии с местным законодательством. Исследование уровня централизации управления ТНК по системе от 1 до 5 баллов показало следующие результаты:

  • решение финансовых вопросов – 3,33;
  • научно-исследовательская деятельность – 3,10;
  • управление персоналом – 2,92;
  • задачи производства – 2,79;
  • организация закупок – 2,43;
  • маркетинг – 2,39.

Управление финансовой корпорацией (МФК) осуществляется советом директоров. МФК входит в структуру Всемирного банка и была создана для того, чтобы обеспечивать частными инвестициями развивающиеся страны. В ее состав входят представители 184 стран, являющихся членами корпорации с акционерным капиталом 2,45 млрд. долларов. Президентом МФК является глава Всемирного банка. Высший орган МФК – общее собрание, которое созывается ежегодно или по мере необходимости. В числе акционеров МФК состоит и Россия. Ей принадлежит 3,39% акций.

Российские госкорпорации

Управление государственными корпорациями представляет один из новых инструментов экономической политики РФ. Они характеризуются тремя уровнями управления:

  • наблюдательным советом или СД;
  • правлением в качестве коллегиального органа;
  • генеральным директором или президентом.

Совет директоров формируется из представителей федеральной власти, а единоличный исполнительный орган назначается президентом страны.


Показать ещё

Нет комментариев и отзывов для “Управление в корпорации”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 

девятнадцать − четырнадцать =

Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

17 − восемь =