Добавлено в закладки: 0
Работа персонала кадровой службы подразумевает под собой и периодическое написание характеристики работника. Естественно, подготовка отзыва относительно трудовой деятельности сотрудников предприятия требует определенных навыков. Также читайте: как составить характеристику на сотрудника для награждения.
Образец характеристики негативной и позитивной
Нормативные акты не выдвигают специфических требований к составлению отзыва. Как правило, на его содержание влияет установившаяся на предприятии практика, принятые стандарты по делопроизводству, а также опыт кадрового работника.
Суть отзыва
Характеристика содержит оценку профессиональных и личных качеств работника. Среди прочего, в отзыве отображаются:
- анкетные данные;
- занимаемая должность;
- период работы;
- квалификация сотрудника;
- отношение к работе;
- карьерный рост;
- моральные качества;
- особенности характера.
Составление отзыва, обычно производит представитель администрации, после чего он подписывается руководителем с приложением печати предприятия. Ответственность относительно достоверности данных, отображенных в документе, лежит на лице подписавшим его. Форма характеристик бывает следующая:
- внутренний отзыв – документ для применения в пределах предприятия;
- внешний отзыв – документ для применения за пределами предприятия.
Внешняя характеристика
Чаще всего этот документ делается на основании заявления работника. Предприятие также может выдать характеристику на основании запроса государственных органов. Выдача отзыва бывает по следующим причинам:
- бытовые вопросы (например, поступление в ВУЗ);
- вопросы, связанные с решением государственных органов (т. е., выдача документов разрешительного характера, применение мер воздействия).
К числу сложных характеристик относятся документы, затребованные лицами, у которых находятся дела по правонарушениям работника. Такая документация учитывает:
- личность правонарушителя;
- имущественное положение;
- прочие обстоятельства.
Закон наделил государственные структуры правом истребовать данные, которые характеризуют работника. При этом иногда их запрос четко не определяет, какая именно нужна информация. По этой причине, кадровому работнику часто приходится самому определять, какие ведомости внести в характеристику. Базовые правила по составлению этого документа помогут упростить поставленные задачи, с которыми приходится сталкиваться кадровикам.
Внутренняя характеристика
Ситуации и причины, по которым составляется этот вид документа, определяются локальными актами. Чаще всего, необходимость в составлении этих отзывов возникает по причине:
- перевод на свободную должность;
- применение мер поощрительного, дисциплинарного характера;
- установление соответствия занимаемой должности;
- поручение новых должностных обязанностей;
- служебная командировка.
В отзыве также может отображаться:
- оценка творческого потенциала;
- выводы о стремлениях сотрудника;
- рекомендации по применению качеств.
Правила написания характеристики на сотрудника
Положительная характеристика на работника может включать следующее:
- Сотрудник в состоянии выполнять значительные объемы работы.
- Бывает на всех совещаниях.
- Кроме того, работник своевременно готовит необходимые отчеты.
- Также успевает знакомиться с поступающей документацией.
- Как следствие, выполняемый объем задач указывает на профессионализм сотрудника.
Отрицательный отзыв о сотруднике, к примеру, может содержать следующую информацию:
- Активная вовлеченность работника в разнообразные проекты не всегда дает ожидаемые и измеримые результаты.
- Ряд ключевых задач остается без должного внимания со стороны сотрудника.
- Выполнению поставленных задач препятствует отсутствие навыков по расстановке приоритетов.
- Чтобы повысить результативность работы, следует лучше вникнуть, как устроен рабочий процесс предприятия.
Об умении принимать решения
Положительный отзыв:
- Следует отметить способность работника проводить анализ фактов, делать подборку нужной информации, которая ложится в основание принятых им решений.
- Со стороны сотрудника неоднократно была продемонстрирована способность рассматривать разнообразные варианты по решению проблем.
- Работник быстро обучаем, обладает навыками разделять важное и второстепенное.
Негативная характеристика:
- Отдельные решения недостаточно подкреплены фактами. По этой причине, предложения сотрудника неоднократно возвращались руководителем на доработку, при этом у него было достаточно времени, чтобы произвести сбор нужной информации.
- На будущее, сотруднику рекомендуется лучше знакомиться с рабочим процессом предприятия и предоставлять документацию в требуемом формате.
Об умении планировать
Одобрительный отзыв о сотруднике может содержать следующие формулировки:
- Работник обладает навыками планирования работы, умеет точно расставлять приоритеты.
- Внимательность работника к деталям и умение оценивать предполагаемые последствия от принятых руководством предприятия решений.
- Производит модификацию своих рабочих планов.
- Нередко его замечания положительно влияют на работу предприятия.
Пример отрицательной характеристики:
- Сотруднику нужно поработать над навыками, потому как его планирование работы часто приводит к выполнению текущих заданий с низким качеством.
- Нередко замечаются упущения по информированию коллег касательно информации, которую он от них ожидает.
- Такой подход к работе приводит в необходимости подчиненным задерживаться после работы.
- Отмечается неумение работать в режиме многозадачности.
Эмоциональная характеристика
Положительный отзыв по оценке личности сотрудника:
- Необходимо отметить способность работника хорошо переносить стрессовые ситуации, умение сохранять выдержку.
- Подчиненные никогда не видели сотрудника «выходящим из себя».
- Если дела на предприятии идут плохо, сотруднику удается своим сдержанным поведением успокаивать персонал.
- Умение держать под контролем свои эмоции, притягивает коллег к работе с ним.
Отрицательная характеристика может выражаться в следующем:
- Если возникает стрессовая ситуация, сотрудник замыкается в себе, тогда как, разумно было бы обсудить сложившуюся ситуацию с руководством предприятия.
- Меняется его обычная манера общения, что создает нервозность в рабочем коллективе.
- Руководителю стоит выработать с работником конструктивные методы обсуждения рабочих вопросов.