Франшиза по грузчикам - 150 000 руб/мес., без офиса и оборудования
Сохраните, что значит этот термин в соц. сетях, чтобы не потерять, проголосуйте
0 0

Физиократия

Добавлено в закладки: 0

Что такое физиократия? Описание и определение понятия

Физиократия – это направление французской школы экономистов, начавшие своё активное действие во второй половины XVIII в., которую основал около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Термин физиократов смог войти в широкое употребление только в XIX веке, при этом при жизни Кенэ и его физиократов они решили называть себя «экономистами», а их учение — «политической экономией». Терминология сменилась с помощью Дюпона де Немура — это первый издатель сочинений Кенэ — потому, что единственный самостоятельный фактор производства, которую эта школа признавала, почва, природа. Хотя это название могло охарактеризовать учения физиократов и в других отношениях, поскольку они были приверженцами «естественных порядков» (ordre fiziokratiya1naturel) в ведении хозяйственной жизни общества — идеи, которая выступала в качестве родственного понятияя естественных прав или естественных законов в рационалистических смыслах философии XVIII в.

Статьи Кенэ, которые он посвящал вопросу цены на хлеб и налоговой системе, были помещены в энциклопедиях Д. Дидро. Существенной заслугой физиократов, и прежде всего их предводителя Кенэ, по выводам К. Маркса, состоит в том, что в пределах буржуазного кругозора они проанализировали капитал. Именно этот момент и делает их труды достойными внимания.

Происхождение теории

Представители английских, а за ними немецких и русских историков в политической экономии считают основополагателем физиократии Адама Смита, но некоторые французские и другие историки видят её начало в учениях физиократии, которые смогли создать первую систематическую теорию, нашедшую применение в политической экономии. По ходу своей специальной работы «О Тюрго как экономисте» учёный из Германии по имени Шеель приводит доводы о том, что физиократы являются истинными родоначальниками политической экономии, при этом называя «смитианизм» только «английским видом физиократизма». Этого же мнения придерживался и историк по имени С.Каплан в своих трудах про политику и политическую экономию Франции в эпоху правления Людовика XV: он фактически ставил знак равенства между представителями физиократов и либеральных экономистов — последователей А. Смита. Сам Адам Смит регулярно посещал кружок физиократов Франсуа Кёнэ и даже думал о том, чтобы посвятить им главную работу своей жизни «Богатство народов», однако изменил свои намерения после кончины французского политэконома, которая произошла незадолго до публикации его работы. Становится очевидной связь основных положений А. Смита и учений Франсуа Кёнэ и представителей физиократов.

Перед появлением физиократов активничал так называемый меркантилизм, который считали скорее системой ведения экономической политики, чем её теорией: меркантилисты не смогли сформулировать цельную научную доктрину — в цельном виде она смогла сложится как доктрина протекционизма только в XIX в. С этой точки зрения физиократия заслуживает предпочтений в том, чтобы называться действительным основополагающим учением, основавшим политическую экономию, тем более, что они смогли оказать большое влияние в том числе и на учения А. Смита. Они были первыми, кто провозгласил тот принцип, что в ведении общественной хозяйственной жизни может господствовать только обычный естественный порядок и что всё, что наука может и должна – это открытие и формулировка этого закона. Единственное, что крайне необходимо, это узнать, какие из законов способны управлять явлениями, распространёнными в экономической жизни — и этого будет болееfiziokratiya2 чем достаточно для того, чтобы создать полную теорию по производству и распределению богатств. Отсюда появился распространённый дедуктивный метод, который более чем схож с методом А. Смита и некоторых других представителей «классических школ» экономической системы.

Предшественники

Физиократы имели предшественников двоякого рода: первые были из тех, кто уже давно выдвигал на первый план важнейшее значение сельского хозяйства, вторые пытались высказываться за то, чтобы предоставить больше свободы для естественного течения экономической жизни. Непосредственная причина возникновения нового вида экономических школ – категорически скудное материальное положение Франции, которое указывало на ошибки всей устаревшей экономической политики.

К числу человек, которые занимались прежде других изучением экономических вопросов в аграрных направлениях, принадлежал и Виктор Мирабо, в труде которого под названием  «Друг людей», который издавали с 1756 г., уже начал высказывать мысли о земледелии в качестве единственного источника благосостояния страны и об экономических свободах, как о лучшей из правительственных политик. Отдельные положения, выдвинутые Мирабо, которые касались этих вопросов, не особо отличались ясностью, потому над систематичностью их выполнения тоже особо никто не работал. Изначально сам Мирабо смог постичь значение каждой из собственных идей, когда начал знакомиться с теорией Кене, чьё первое экономическое сочинение под названием «Tableau économique» увидело свет в 1758 году. Мирабо стал одним из первых последователей fiziokratiya3нового учения и взял на себя обязанность стать его ревностным провозгласителем в целом ряде сочинений. Одновременно стали возникать периодически выпускающиеся издания, которые становились органами новообразованной школы: «Gazette du Commerce», «Journal de l’agriculture, du commerce et des finances» Дюпон де Немура и «Ephémérides du citoyen», которые основали он же на пару с аббатом Бодо, уже выпустившем «Введение в экономическую философию» в 1771 году. Тот самый Дюпон де Немур издавал в 1767—1768 годах сочинения Кене под общим заголовком «Physiocratie», после чего последователей Кене и стали называть «физиократы».

К ним стали примыкать и другие заметные экономисты, как Мерсье де ла Ривьер и Тюрго. Первый принял сначала участие в создании «Журнала земледелия, торговли и финансов», а затем издал в 1767 году книгу «L’ordre naturel et essentiel des sociétés politiques», содержание которой впервые обрисовало для большой публики идеи Кене. Она рассматривала не только экономические, но и политические аспекты с точки зрения физиократов. Согласно учениям Мерсье, государственные строи должны основываться на природе людей; основная его задача состоит в охране свобод и собственностей людей, а лучше всего с этим может сделать справиться только абсолютная монархия, в которой интересы правителя совпадают с интересами всей жителей страны. Такая политическая идея Ривьера была принята и другими представителями течения. В то же время увидела свет книга и Тюрго «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses» (1766), которая представляла собой систематический процесс изложения теорий образования и распределения богатства с точки зрения физиократов. Особая роль Тюрго состоит в том, что в начале правления Людовика XVI он в срок в двадцать месяцев фактически занял пост первого в истории министра и попытался, хотя не очень получилось, применить практическую программу реформ физиократов. Немного менее важные сторонники физиократов – Клико-Блерваш и Летрон. Главный письменный труд последнего упомянутого («De l’intérêt social par rapport à la valeur, à la circulation, à l’industrie et au commerce», 1777) до сих пор считают одним из самых понятных и систематических изложений доктрин физиократии, что во многих моментах предвосхитило fiziokratiya4положения самой новой науки. Согласно материалам по частным вопросам о свободе хлебной торговли физиократом стал в том числе и аббат Морелле.

С сочувствием относились к физиократам или только частично разделяли их убеждения Кондильяк, Кондорсе, Мальзерб и Лавуазье. Если брать во внимание видных экономистов того времени, только Неккер и Форбонне продолжали придерживаться некоторых принципов меркантилизма. Некоторые стали причислять к числу физиократов и Гурне, который на самом деле стал пользоваться большими порциями уважения среди последователей физиократии; однако он совсем не разделял мнения о том, что торговля и обрабатывающая промышленность непрактичны. С физиократами у него главным образом общее только убеждение в благодетельности понятия свободной конкуренции; он является автором знаменитого «принципа невмешательства» — по-французски «laissez-faire». Что до значения Гурне в истории физиократической школы, то оно заключается в том, что главным образом он поставлял для последователей Кене аргументы в пользу идеи об экономической свободе. Порой во всем учении физиократов видят главным образом слияние идей двух людей: Гурне и Кене, однако чаще признают зависимость от Гурне в наличии только у Тюрго. Последние исследования (Oncken) смогли показать, что значительно раньше Гурне идеи об экономической свободе начинал высказывать маркиз д’Аржансон.

Основные положения

Самые главные положения физиократической теории в качестве политико-экономических учений изложил основатель школы, поэтому вполне достаточно информации о них способно предоставить учение Кенэ.

Главной работой Кенэ принято считать «Экономическую таблицу» (1758 год), в которой автор провёл тщательный анализ общественного воспроизводства с точки зрения установления некоторых пропорций, устанавливающих баланс между видами натуральны (вещественных) и стоимостных элементов общественной продукции. Фактически, он смог сгруппировать все fiziokratiya5хозяйствующие экономические субъекты Франции XVIII века на определенные классы: земледельцы (фермеры; сельские наёмные рабочие), собственники (землевладельцы; король) и «бесплодный класс» (промышленники; купцы; ремесленники; наёмные рабочие в области промышленности) — Кёне смог составить первый вариант схем-таблиц межотраслевых балансов «затрат-выпусков», которые являются прототипом для следующих моделей планирования и расходов в экономическом балансе Л. Вальраса и В. Леонтьева.

В оценивании их общественных ролей историки не могут точно сойтись между собой, по-разному осознавая их отношение к каждому отдельному социальному классу. Бесспорно, физиократы были склонны враждебно относиться к сословным строям общества, к наличию привилегий у дворянства и к сеньориальному праву. Некоторые историки усиленно обращают внимание на народолюбие физиократов. Один из издателей сочинений представителей физиократов в XIX веке, Дэр, подчёркивает их заслугу в том, что они смогли сформулировать великую проблему наличия справедливости и несправедливости в общественных видов отношений и в каком-то смысле смогли основать школу воспитания социальной морали, которых раньше не было. Представитель исторических наук XIX века А. Лихтенбергер («Le socialisme du XVIII siècle») полагает, что в общепринятом смысле физиократы сыграли роль, которая имеет определенную аналогию с ролью, которую выполняют современные социалисты, поскольку они пытались эманципировать труд и защищать права людей, устанавливая социальную справедливость. Не очень далеко ушли в своих отзывах о физиократии немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и другие), но и они четко обращали внимание на симпатию к тем, кто трудился и обременён. По своей сути, однако, физиократы стали, как говорил Луи Блан, бессознательными представителями интересов класса буржуазии; Маркс заметил, что «физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства».

Не напрасно физиократы стали проповедниками ведения крупного хозяйства: уже Кёнэ придерживался того мнения, что наиболее нормально, чтобы земли, которые обрабатывались под посевы, соединяли в крупные фермы, которые были бы во владении богатых землевладельцев (riches cultivateurs). Только богатые представители фермерства по его мнению могут составлять всю fiziokratiya6силу и могущество граждан, только они могут предоставить занятие для рабочих рук и удерживать в деревне жителей. При этом Кёнэ предоставил объяснение, что слова «богатый фермер» нужно понимать не самостоятельно трудящегося работника, а хозяина, который имеет наёмных работников. Каждый из мелких фермеров должен были превратиться в батрака, который бы работал на крупного фермера, которые и являются «истинными земледельцами». Согласно словам аббата Бодо, общество, которое действительно благоустроено на основании экономического принципа, должно существовать на простых земледельческих рабочих, которые жили бы исключительно на результаты своего труда. Часто отождествляя землю и землевладельцев, интересы процесса земледелия и интересы конкретных сельских хозяев, физиократы почти всегда, когда начинают говорить об интересах представителей производительного класса, принимают во внимание только фермеров. Отсюда совсем недалеко до особенного уровня заботливости о последних — и на самом деле, Кене даёт совет правительству обратить внимание на фермеров и предоставить им множество привилегий, потому что в противоположном случае благодаря своим накоплениям они способны и для других занятий. Заботиться об увеличении объема национального дохода, который заключается, с точки зрения физиократии, в сумме всех доходов от отдельных сельских хозяев, они могли позволить себе признавать необходимость устанавливать благосостояние рабочих по факту просто потому, что в интересах нации продукты потребляют в довольно большом количестве.

Содействовать процессу увеличения рабочей платы физиократы совсем не хотели: Кене дает совет для жатвы собирать пришлых савойских работников, которые могут довольствоваться меньшей платой, чем французы, потому что от этого уменьшается уровень расходов производства и увеличивается уровень доходов каждого из собственников и царя, а вместе с ним возрастет национальное могущество и фонд для рабочей платы (le revenu disponible), который доставляет работникам возможность на лучшее существование. Таким образом, представители физиократии не могли отделять накопления капитала от процесса обогащения землевладельца или крупного фермера: хотя они наблюдали вокруг себя только бедность, имея желание поднять уровень национального богатства, они склонны обращать внимание только на то количество предметов, которые находятся в стране, без какого-либо отношения к процесса их распределения. Необходимость получения капитала на их языках переводили в необходимость капиталистов. Крестьяне рисовались ими либо в качестве мелкого собственника, с едва существующими доходами со своего клочка землицы, либо в качестве половника, который вечно находится в долгу у помещиков, либо в качестве безземельных батраков, которым ни первый, ни второй не может предоставить работы. Согласно точке зрения физиократов, крупное фермерство, в процессе обогащения государства, могло занимать свободные пары рук представителей безземельного крестьянства. В этом смысле физиократы сходились во мнении с довольно многими писателями из агрономов, которые указывавшими, на то, что представители мелкого хозяйства (крестьяне-собственники и половники), невежественные и бедные, а потому не могут служить основанием для некоторых улучшений в способах обрабатывания земли, которые необходимы для подъёма производительности.

Между теоретическими понятиями физиократов, благоприятными для представителей крупной буржуазии и аристократии условиями и их народолюбивыми побуждениями было, в такой ситуации, довольно серьезное противоречие. Прежде всех его наличие отметил Луи Блан, когда он, к примеру, говорил о Тюрго то, что он не всегда был склонен отличаться последовательностью действий по отношению к своим принципам; однако он не намеревался его упрекать, потому что «в этом его слава».

Некоторые из современных историков склонны полагать, что попытки применения во Франции либеральных идей, о которых проповедовали физиократы, привели к значительному голоду во Франции в 1770—1771 годах и 1788—1789 годах, а также экономическому кризису, прогремевшему в 1786—1789 годах, который привёл к состоянию массовой безработицы, что вызвало социальный бум, который обострил события и эксцессы первого из этапов Великой Французской революции.

Что до политического отношения физиократы настаивали на позиции просвещённого абсолютизма. Уже Кене, в мечтах о реализации силы своей экономики, считал необходимым наличие такой силы, которая была бы способна на совершение эту реализацию. Потому он требовал полнейшего единства и безукоризненного господства высшей власти, которая возвышается во имя общих благ над категорически противоположными интересами предпринимателей или других частных лиц. Мерсье де ла Ривьер в главном своём труде развивал мысль о том, что «законный деспотизм» fiziokratiya7(despotisme légal) – это единственное, что в состоянии осуществить дела на общее благо, установить правила естественного общественного порядка, чем вызывал резкий поток возражений со стороны Мабли. По ходу нападения на теорию разделения или равновесия государства, или теорию политического противовеса, Мерсье рассуждает так: если основания хорошего правления очевидно видны для его представителя и оно захочет поступать в соответствии с ними на благо социума, то «контрафорсы» могут только помешать ей — или напротив, в таких противоречиях нет потребности, если основы хорошего управления остались неизвестными властям. Напрасно из страха, что управитель может быть невежественен, ему противопоставят людей, которые едва сумеют управляться самими собой. Впрочем, роль представителя абсолютной власти всегда понимали скорее в смысле безликой силы, которая должна была устранять все, что противоречит «естественным порядкам», чем в смысле той силы, которая должна направляться на созидание чего-то нового.

Мы коротко рассмотрели понятие физиократия: описание, происхождение, предшественники, основные положения. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.



Нет комментариев и отзывов для “Физиократия”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 

два × 1 =

Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

17 + 9 =