Добавлено в закладки: 0
Антикризисное управление – определенные действия, направленные на предупреждение или борьбу с кризисными ситуациями. Мероприятие имеет ряд нюансов. Чтобы знать их все, проведение действия нужно начать с анализа актуальной информации.
Особенности антикризисного управления
Процесс имеет 2 специфические особенности:
- Антикризисное управление подразумевает борьбу с проблемными ситуациями путем комплексных и глобальных способов их анализа. Для многих фирм они довольно схожи и имеют общие характеристики. Данный подход можно определить как управление кризисными ситуациями в глобальном плане.
- Антикризисное управление всегда имеет какие-то конкретно направленные действия с определенной спецификой. Такой способ можно назвать узким.
В глобальном смысле антикризисное управление можно понимать, как действия, направленные на сбережение и усиление позиций компании на рынке. Оно имеет место в тех случаях, когда существует повышенный риск. Оно может быть использовано любой компанией, независимо от ее положения на рынке и специфике деятельности, а также уровня развития.
Если говорить об этом понятии в узком плане, оно подразумевает предупреждение состояния банкротства компании, а также возобновления финансовых возможностей. Антикризисное финансовое управление предприятиями основывается на определенных фактах:
- необходимо проводить комплексные меры подготовки к кризисам;
- кризисами можно управлять, замедлять, убирать и т.д;
- кризисы можно спрогнозировать, ждать или инициировать;
- последствия кризисов можно минимизировать, если ускорить процесс выхода их них и, таким образом, привести убытки к наименьшему числу.
Существует несколько видов кризисов: кризис стратегии, кризис ликвидности и кризис успеха.
Существующие механизмы
Антикризисное управление базируется на ряде принципов:
- Ежеминутная опасность изменения положения предприятия в негативную сторону. Равновесие компании в финансовом плане крайне нестабильно.
- Выявление кризисных ситуаций и эффектов в состояние фирмы на ранних этапах возникновения. Как известно, появление кризиса – это прямая опасность для существования и продолжения деятельности фирмы в целом, а также огромных финансовых потерь владельцев, поэтому необходимо определять возможность появления кризиса заранее для того, чтобы вовремя предпринять все необходимые защитные действия.
- Быстрота влияния на проявления кризиса. Как только возникли первые признаки кризиса, то с каждым новым днем его опасность будет только расти, а потери от него увеличиваться и расширяться. Соответственно, для того, чтобы минимизировать финансовые потери, а также максимально ускорить процесс будущего восстановления, необходимо предпринимать защитные меры как можно быстрее.
- Использование всех доступных способов для избежания длительного кризиса в компании. Когда фирмы занимается предотвращением и борьбой с кризисом, то необходимо использовать только реальные возможности предприятия, которые имеются на данных момент.
- Правильность и четкость влияния на кризисные процессы при наличии серьезной и реальной опасности. Любые меры по борьбе с банкротством связаны с денежными убытками. Важным моментом здесь является сопоставимость опасности от кризиса для фирмы, уровню реальных финансовых потерь. Если этого не будет, то компания, либо потеряет слишком много денег неоправданно, либо планируемый результат не будет достигнут.
В антикризисном управлении можно выделить 2 уровня: предотвращение кризисной ситуации и действенная борьба с уже возникшим кризисом. Любой сотрудник компании, который занимает руководящую должность, обязан быть в состоянии бороться с кризисами, знать, какие действия помогут их преодолеть. Кризисы могут появляться по разным причинам, их уровень и сила могут быть разными. Однако причина появления одна – ошибки в деятельности менеджеров.
Есть огромный набор различных способов определений состояния компании, чтобы выяснить, где и в чем ее ослабленные места, каким образом предвидеть банкротство. Благодаря методам горизонтального и вертикального исследований можно определить состав и базовые характеристики баланса компании, а метод коэффициентов позволяет определить слабые зоны. Для того чтобы получить анализ состояния компании в целом, можно использовать метод коэффициентов, а сравнительный метод дает возможность исследовать деятельность конкурентов на рынке.
Сущность антикризисного управления в том, что при помощи определенных методов определить угрозу кризиса, после чего провести усиление позиций организации и улучшения ее финансового положения, чтобы избежать банкротства или успешно преодолеть кризисную ситуацию. Усиление компании в целом подразумевает 3 ступени:
- устранение угрозы неуплаты по счетам;
- усиление устойчивости к финансовым колебаниям;
- достижение равновесия в финансовом плане.
Государственные органы должны беречь и не допускать возникновение проблем на различных рынках, а также гарантировать кредиторам компаний-банкротов возвращение денег в максимальном объеме. Процедуры, описанные в законодательных актах, направлены на поддержание компании и в крайнем случае прекращения ее деятельности.
Какие методы применяются?
Организация антикризисного управления требует использования определенных методов, которые помогают и позволяют воплощать в жизнь антикризисное управление:
- контроль параметров состояния компании, ее возможностей выплачивать долги и платить по счетам в целом;
- создание стратегии борьбы с кризисами, направленной на сотрудничество с инвесторами, когда существует серьезная конкуренция за ресурсы;
- реорганизация и оптимизация структуры компании, учитывая изменения в акционерном капитале, составе дебиторской и кредиторской задолженности, изменение программ управления кризисными ситуациями и прочее.
Манипуляции позволяют предотвратить возникновение кризиса.