Добавлено в закладки: 0
Государственная регистрация прав на имущество считается одной из основных стадий любой сделки. Преимущественно это касается объектов недвижимости. Процесс оформления бумаг регламентируется законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Что такое «недвижимые объекты»
Гражданский Кодекс (содержит наиболее полный перечень имущественных объектов, причисляемых к недвижимым. Законодательно определены признаки, характеризующие такое имущество:
- наличие связей с землей;
- невозможность моментального изменения местоположения объекта без причинения значительного материального или физического ущерба.
Объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержат:
- наделы;
- части территорий;
- недра, включая части;
- архитектурные постройки;
- прочие здания, изменить местоположение которых нельзя без серьезных повреждений;
- жилые дома;
- нежилые постройки;
- имущественные комплексы;
- незаконченные строительные объекты.
Цели и задачи
Государственная регистрация прав на имущество гарантирует:
- сохранение имущественных объектов частных лиц, предприятий, собственности государства и имущества муниципалитетов при осуществлении сделок с ним;
- предотвращение правонарушений в области имущественных отношений;
- управление собственностью государства, как источника доходов;
- создание полной базы имущества, применяемой в налоговом учете для отслеживания объектов налогообложения.
Государственная регистрация сделок и прав на имущество приводит к возникновению отношений правового характера. Когда государственная регистрация прав на имущество отсутствует, можно говорить о ничтожности заключаемого соглашения.
Когда возникает необходимость регистрации
Основания государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
- нормативные документы правительства, прописывающие обязательность регистрации после трансформации действующего права или его появлении;
- легальные сделки с недвижимостью;
- акты приватизации жилья;
- возникновение прав наследования;
- постановления судов;
- прочие документы, подтверждающие изменение гражданских или правовых отношений, объектом которых выступает недвижимость.
Основополагающие принципы
Основные принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество приведены в таблице:
Принцип | Содержание |
Обязательность | Возникающее право требует регистрации |
Законность | Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество должна отвечать законодательным нормам |
Достоверность | Сведения о государственной регистрации прав на имущество, содержащиеся в ЕГРПН изменяются только судом |
Приоритетность | Юридический факт подачи заявления не должен противоречить ранее зафиксированным правам. Нельзя два раза зарегистрировать одну квартиру или участок земли |
Двойная регистрация | Совершение сделок с собственностью подразумевает государственную регистрацию прав обременений на недвижимое имущество, ипотечного договора и сделки с передачей вещных прав приобретателю в процессе покупки/продажи |
Единство | Существует единственный орган, обладающий правом осуществлять внесение информации в ЕГРП – Росреестр |
Гласность | Информация общедоступна и предоставляется по письменному заявлению гражданина или на сайте Росреестра по ИНН или ОГРН |
Преемственность | Свидетельство о государственной регистрации прав на имущество, оформленное до принятия ЕГРПН, считается законным в 2017 году. |
Порядок проведение процедуры
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество включает:
- Предоставление необходимой документации по объекту.
- Присвоение регистрационного номера полученным документам.
- Осуществление экспертизы бумаг, на соответствие законности заявленной сделки.
- Сопоставление прав, приведенных просителем и уже существующих для выявления несоответствий.
- Внесение информации в ЕГРПН.
- Выдача документа, удостоверяющего факт регистрации.
Список документов
Перечень требуемых документов:
- заявление;
- подтверждение оплаты госпошлины;
- паспорт заявителя или законного представителя;
- учредительные бумаги (для организаций);
- извлечение из ЕГРЮЛ (для организации) и подтверждение регистрации в ФНС;
- правоустанавливающие бумаги. При сделках с жилыми объектами это договор купли-продажи, для переданного по наследству имущества – завещание;
- акты приема или передачи;
- кадастровый план;
- документ, определяющий право собственности;
- справка по балансовой стоимости.
Регистрирующие органы
Органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество – подразделения Росреестра. Исчерпывающий перечень способов подачи заявки приводится на сайте Госуслуги. Заявитель наделен правом подать бумаги в представительство Росреестра по месту регистрации:
- при личном визите;
- направлением почтового отправления (Почтой России или в электронном виде)
- через МФЦ;
- при помощи уполномоченного лица (доверенность обязательна).
Также существует четыре способа, как получить результаты:
- путем личного визита в отделение Росреестра по месту жительства;
- через уполномоченное лицо;
- через МФЦ;
- почтовым отправлением.
На территории РФ к органам регистрации относятся только юридические структуры.
В Украине подобными полномочиями также наделены нотариусы.
Сроки оформления
Законом определены четкие сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ст.16 ФЗ №218-ФЗ). Они различаются причинами проведения процедуры и местом подачи заявления.
Процедура сверки документации и корректировки информации в ЕГРПН занимает от 3 до 12 рабочих дней. Исчисление сроков начинается с момента подачи заявки. При обращении в МФЦ сроки больше, чем при личном посещении территориального органа регистрации.
Дополнительно установлены сроки для регистрации заявления и времени ожидания в очереди при личном обращении. В первом случае длительность не может превышать получаса, кроме случаев подачи документов за 30 минут до конца рабочего дня. Ожидание своей очереди не должно превышать 15 минут.
Стоимость услуг
Регистрация прав на имущество требует уплаты госпошлины (ст.333.33 НК РФ). Стоимость услуг для наиболее частых случаев:
- регистрация прав на недвижимость физическим лицом стоит 2000 руб., для организации стоимость составит 22 тыс. руб.;
- оформление договора с обременением (ипотека) требует уплаты 1000 руб. для граждан и 4000 руб. для организаций;
- сбор за добавление в ЕГРП информации об объектах кадастрового учета (земельные участки) составляет 350 руб. для граждан и 6000 руб. для организаций.
Более полный список случаев учета и размеры взносов содержатся в упомянутой статье. На сайте Росреестра можно найти реквизиты по оплате для каждого региона. При совершении электронных платежей стоимость взносов снижается на 30%. Это правило действует только для физических лиц.
https://youtu.be/X65WnLT2ZxA