Методы управления дебиторской задолженностью

Добавлено в закладки: 0

Управление дебиторской задолженностьюУправление дебиторской задолженностью – процесс, который подразумевает достижения целей и выполнения ряда задач – установки предельного уровня долга, обеспечения системы реализации, разработка системы поощрения для клиентов. Чтобы осуществлять процедуру грамотно, нужно заранее ознакомиться с информацией, позволяющей определить основные нюансы проведения мероприятия.

Задолженность, как элемент политики фирмы

Одним из элементов политики маркетинга в организации, а также руководства оборотными активами, можно назвать управление дебиторской задолженностью. Она существует и воплощается в жизнь для увеличения количества продаж товара или услуг путем оптимального управления долгами и их уплатой вовремя. Управление дебиторской задолженностью подразумевает решение определенных финансовых вопросов. Также разрешением таких вопросов как:

  • отслеживание состояния задолженности на данный период;
  • проведение учета для каждого периода отчета;
  • проведение исследования по поводу возможных причин и текущего положения, вследствие которого предприятие имеет отрицательной ликвидность дебиторской задолженности;
  • создание и использование новых и действенных способов влияния на дебиторскую задолженность.

Политика управления дебиторской задолженностью направлена на достижение определенных целей и решения соответствующих проблем, возникающие у организаций под воздействием различных факторов.

Высокая значимость и обоснованность использования управления задолженностью возникает, когда происходит постоянное возрастание цен – инфляция. Когда покупатели не оплачивают вовремя свои обязанности, то предприятия несут убытки. Чтобы определить их сумму, нужно вычесть от дебиторской задолженности, которая не была оплачена вовремя, ее величину, измененную с учетом инфляции, точнее ее индекса за данный отрезок времени.

АВС-анализ

АВС-анализ

Разделение дебиторской задолженности по видам можно выполнить, учитывая определенные сегменты должников и объединяя их в группы по различным признакам. Можно пользоваться методами маркетинга, направленные на исследование действий покупателей. Учетные материалы о выплатах и долгах позволяют вести учет проблем, вследствие которых люди не имеют возможности платить и соответственно образовываются задолженности.

Для выполнения процессов, описанных выше, часто используется АВС-анализ. Однако, может возникнуть неопределенность из-за существования нескольких методов анализа с одинаковым анализом. Есть метод, который является сокращенным от английских слов ActivityBasedCosting, или же «ABC анализ». Он подразумевает расчеты и фиксирование затрат по различным сферам деятельности предприятия. Аналогичное названием имеет и другой метод, который произошел от ABC-Analysis, где используется «диаграмма Парето», изучающие кибернетику или статистику.

Согласно правилу Парето, за подавляющим большинством задолженностей стоит малое количество причин. Этот закон часто называют «20to80», то есть 20 против 80.

Для использования данного метода нужно брать во внимание определенные этапы:

  • определить сумму долга всех участников списка;
  • рассчитать 80 % от полученного количества;
  • объединить суммы долга тех клиентов, которые имеют задолженность в 80 % от всей суммы, то есть наибольших должников.

Количество таких клиентов значительно меньше количества участников всего списка. Соответственно, образовалась первая группа должников, которых немного, но составляют большую часть задолженности – 80 %. С такими клиентами необходимо работать индивидуально, искать возможность для получения долга у каждого клиента по-своему. Это даст результаты, когда задолженность будет погашена. После этого, используя подобную последовательность, нужно выделить еще две группы должников, причем наименьшей будет первая, а наибольшей – последняя группа.

Последствия АВС-анализа

Благодаря методу, можно отделить разные группы должников, каждая из которых будет иметь свои собственные особенности. Процедура и способы получения долга от них, также будут похожими и эффективными. Это позволяет оптимизировать процесс взыскания задолженности. Плюсом является выделение группы лиц, имеющие самую крупную сумму и с которыми нужно работать ранее, чем с другими. Эта группа будет  в приоритете. Однако, использование данного метода имеет и определенные минусы, особенно, что касается деятельности организаций в коммунальной сфере. Суть проблемы заключается в необходимости автоматизировать учет отношений всех субъектов.

Учет на компьютерах необходимо вести по каждому отдельному клиенту, а не по кварталу или дому. После проведения анализа, можно четко сформировать список клиентов, которые имеют задолженность и с ними уже работать.

АВС-анализ нужно использовать, когда дебиторская задолженность уже появилась. При необходимости препятствовать возникновению дебиторской задолженности, можно прибегнуть к помощи управления с определенными кредитными лимитами. Они являются предельными суммами долга для организации, конкретного клиента или для отдельной части фирмы, которые определяются в зависимости от отрасли в определенной доли от прибыли за прошлый период. После чего его должен одобрить генеральный директор. Порядок используется, когда определяются лимиты для сотрудников, работающих с покупателями.

Когда менеджер компании получает лимит, он должен поделить его между своими покупателями. Существует определенное правило, согласно которому, для клиентов, работающих с фирмой меньше 6 месяцев, кредитный лимит позволяется не больше, чем средний уровень продаж за месяц. Для покупателей, имеющие деловые отношения с фирмой больше полугода, кредитный лимит может быть любым. Он определяется персонально и согласовывается с правлением.

Кредитные лимиты

Чтобы избежать возможности появления незапланированных долгов, существует метод управления с определением кредитных лимитов. Устанавливаются они в зависимости от конкретной сферы деятельности и должны быть утверждены руководителем предприятия.

Кредитный лимит – крайний уровень  задолженности, возникающий для отдельной организации, клиента или департамента к компании. Рассчитывается он пропорциональным методом, учитывая прибыль за прошлый период в совокупном количестве реализованной продукции, услуг или работ.


Показать ещё

Нет комментариев и отзывов для “Методы управления дебиторской задолженностью”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля