Добавлено в закладки: 0
У компании, торгующей товарами или услугами, есть покупатели (дебиторы), которые должны оплачивать покупку. Задолженность дебитора возникает, если оплата за купленный товар не производится вовремя.
Разновидности долга
Долг имеет несколько видов. Его называют нормальной задолженностью, если у покупателя с продавцом есть договоренность об отсрочке оплаты. Наличие нормальной дебиторской задолженности является приемлемым фактов практически повсеместно.
Проблема появляется, когда оплата задолженности производится спустя несколько дней, после истечения срока. Такая задолженность дебитора считается просроченной. Хуже всего, если дебиторский долг приобретает статус безнадежной задолженности. Это случается, когда оплата по счетам не будет произведена из-за неплатежеспособности покупателя.
Менеджеры и работники, занимающиеся задолженностью своих дебиторов, активно работают над тем, чтобы как-то снизить просрочку оплаты.
Почему покупатели не выполняют свои обязательства
Причины отказа в выполнении обязательств могут быть разными. Причем проблема может возникать и при работе с добросовестными покупателями. Человек не может быть уверен в том, что его бизнес будет идти идеально. Дебитору может попасться неблагонадежный клиент, который подведет с оплатой. Или его крупного клиента переманит другой более успешный бизнесмен, а деньги в товар или услугу уже вложены. Отсюда и получается неплатежеспособность.
Причина неплатежеспособности может иметь политический характер. Если в организации дебитора произошли изменения, которые повлекли за собой смену владельца или банкротство. Долг может образоваться из-за проблем связанных с тем, что клиент компании может иметь деловые отношения с конкурирующими организациями. Особенно если его отношения с конкурентами более тесные. Поэтому, предпочтения в оплате будут отданы конкуренту.
Чтобы взыскание дебиторской задолженности прошлых лет произошло, нужно обратиться за помощью в суд. Для передачи дела необходимо иметь документы, в которых будет вся информация о клиенте-должнике, о размере долга, и вся информация о компании-продавце.
Как предотвратить появление задолженности
Для предотвращения задолженности клиентов в будущем, нужно требовать от покупателя, чтобы он в определенный срок выплатил деньги за товар. Важно, чтобы клиент дал твердое подтверждение своим словам. Еще лучше, если при договоренности будут присутствовать свидетели. Строгие меры необходимы, если клиент новый, и его платежеспособность неизвестна.
Причиной того, что покупатель не оплачивает покупку, могут служить обстоятельства, за которые он не может отвечать. Ими могут быть стихийные бедствия или авария на производстве, которая влечет финансовые проблемы. Есть и клиенты, которые намеренно не платят по счетам. Эта категория недобросовестных покупателей.
Перед заключением договора на отложенный платеж, необходимо проверить клиента на платежеспособность. Помимо его устного подтверждения, нужно получить сведения от тех, с кем он работал раньше. Если в предоставленной информации от поставщиков есть те, кто не получил оплату с покупателя или она была взыскана через суд, не стоит связываться с клиентом. Нужно проверить платежеспособность покупателя в отношении определенного товара. В оценке кредитной истории может помочь рейтинг клиента.
Особенности расчета
Компании и организации являются клиентами многих поставщиков. Среди множества они выбирают тех, чья продукция приносит больше прибыли. С такими поставщиками фирмы стараются работать без задолженностей. Даже небольшая просрочка может пошатнуть доверие поставщика, а это сулит снижение прибыли. Востребованные поставщики меньше всех имеют просроченную оплату, а неплательщики сведены к минимуму.
С сильными поставщиками неблагонадежные компании стараются не связываться, так как знают, что это может плохо для них закончиться, а нормальные платежеспособные клиенты делают все возможное, чтобы вовремя провести оплату во избежание снижения прибыли и возможных неприятностей со стороны кредитора.
Практические методы борьбы с должниками
Существуют методы возврата дебиторской задолженности, которые применяются для сокращения количества проблем. Есть менеджеры, которые призваны работать с клиентами-должниками. Они отслеживают платежи клиентов компании-поставщика и напоминают дебиторам о приближении времени оплаты.
Не нужно забывать о слишком предприимчивых менеджерах по продажам. Им главное выполнить план. Факт невозможности своевременного расчета во внимание не принимается. Поэтому задолженность покупателя часто возникает из-за такого типа менеджеров, за небольшую плату выступающих поручителями перед компанией за платежеспособность клиента, который заведомо не сможет вернуть долг.