Добавлено в закладки: 0
Появление разного рода объединений в конце 90-х годов XX в. и активное развитие их в современный период подтверждают движение российского государства в русле общемировой практики формирования институтов гражданского общества.
В свою очередь, появление объединений в области труда может быть ознаменовано началом активной реформации экономической и социальной системы и переходом к равному учету интересов сторон трудовых отношений, которые строят на принципах сотрудничества и поиска социального компромисса по целому ряду основных вопросов.
Основной вехой в развитии и становлении элементов взаимодействия в трудовой сфере является начальное закрепление правового статуса профессиональных союзов, их функции и роли, что следует считать точкой отчета для становления равных партнерских отношений и их закрепления в законодательстве. Однако представительство сотрудников в области профсоюзов не может обеспечивать “равновесие” их отношений с работодателями. Для конструктивной работы на более высоком уровне необходимо обеспечение подобного статуса и работодателям, на что и были направлены, в частности, разработка и принятие в 2002 г. Федерального закона N 156-ФЗ “Об союзах работодателей”.
В современном обществе работодатель является важной фигурой, значение которой лишь возрастает в условиях постоянных экономических спадов и общественно-политической нестабильности.
В отношении нормативного оформления и закрепления статуса таких объединений, принятие соответствующего закона предусматривал Трудовой кодекс РФ, который содержит отсылочную норму (ст. 33) об определении особенностей правового положения союза работодателей федеральным законом.
Закон об союзах работодателей завершает формирование комплекса нормативных актов, которые регулируют институт социального партнерства. Социальное партнерство является системой взаимоотношений меж сторонами такого партнерства (работодателями, работниками, органами местного самоуправления и государственной власти), направленная на согласование их интересов по вопросам регулирования трудовых и других отношений, непосредственно связанных с ними.
Закрепление в Трудовом кодексе РФ специального раздела II “Социальное партнерство в сфере труда” (ст. ст. 23 – 55) отражает согласительные (договорные) начала отношений между работодателем и работником в условиях противоречий их интересов.
Развитию института социального партнерства способствует ослабление роли государства в трудовых отношениях, увеличение локального регулирования и уменьшение централизованных норм. Таким образом, достигается разумный паритет правовых инструментов и одновременно баланс децентрализации и централизации в трудовом праве.
Между тем государство осуществляет государственную политику как опосредованно, то есть через нормативное регулирование, установление норм и правил в области труда, так и непосредственно – через участие в соответствующих отношениях государственных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. Социальное партнерство предполагает сотрудничество меж работниками и работодателями (сторонами трудовых отношений), а также органами местного самоуправления и государственной власти.
Особенности устава
Невзирая на известную долю децентрализации в контроле трудовых отношений государство продолжает оказывать влияние на деятельность работодателей через институты частного государственного партнерства. Партнерство власти и бизнеса опосредуется через союза работодателей, и только в качестве консолидированного и социально ответственного работодателя бизнес может быть полноправной стороной диалога с властью. Классический треугольник “государство – профсоюзы – работодатели” пока еще довольно сильно смещен в сторону государства. Исправить данную деформацию сможет лишь социально активный ответственный диалог партнеров
Главные направления государственной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов связывают с предоставлением объединению работодателей целого ряда прав, использование которых направляется на достижение задач в области социального партнерства. Установление в Трудовом кодексе РФ в централизованном порядке норм, которые определяют права работодателей и их объединений, служит гарантией реализации их легитимных инструментов и интересов достижения согласованных позиций в отношениях меж работодателем и работниками.
Основание единой согласованной политики в области социально-трудовых отношений составляет социальная политика, которая проводится государством, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания уровня жизни населения, доходов, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной области, предотвращения социальных конфликтов
Всё же, необходимо упомянуть ряд противоречий в обеспечении ориентированной социально роли работодателей и государства. Одно из них – неразвитость ответственного социально бизнеса и недостаточность представительства работодателей – самая острая проблема в области социального партнерства. В стране в настоящее время действуют больше 60 общероссийских объединений работодателей, но реально в области социально-трудовых отношений функционируют не больше 40.
Невзирая на обозначенные проблемы реализация предоставляемых партнерских прав осуществляется на разных уровнях взаимодействий. Весьма наглядна статистика работы по оформлению социально-экономических соглашений, которая определяет динамику социального партнерства. Так, на федеральном уровне в данный момент действует 48 отраслевых соглашений, из них 31 заключено в 2005 г. Значительное количество соглашений заключают и на региональном уровне: в краях, республиках, автономных округах и областях Российской Федерации действовали приблизительно 5 тысяч соглашений.
По характеру преобладали трехсторонние соглашения меж администрациями регионов, союзами работодателей и союзами профсоюзов, отраслевые, заключенные на территориальном и региональном уровнях, территориальные и другие соглашения. Коллективными договорами охвачено 24,4 млн. человек, что составляет приблизительно 76 процентов общей численности работников, которые заняты в реальном секторе экономики
Образец устава союза работодателей
Скачать образец устава объединения работодателей в формате .doc