Добавлено в закладки: 0
Какая необходимость в бизнес-плане?
Он необходим тогда, когда предприятие планирует внести изменения в деятельности, требующие
получения кредитов.
Если нет информации о направлении использования денежных средств, о сроках и гарантии их возврата, инвестор не сможет вам дать деньги на развитие.
Как и за счет чего возвращать эти деньги?
Для этого нам нужен будет бизнес план. В нем отражается информация нашего инвестиционного проекта. Как составить бизнес план правильно?
Подготовка его – комплексный процесс, требующий объективной информации.
Бизнес-план вы можете использовать как внутренний документ, необходимый для планирования деятельности предприятия. С другой стороны он будет являться коммерческим предложением инвесторам.
Бизнес-план необходим как обоснование о существовании реальной возможности выполнения целей и что компания готова отвечать по своим обязательствам в части лизинговых платежей.
Кроме отражения денежных средств, бизнес план показывает все составляющие инвестиционного проекта.
В разделе резюме показывается инвесторам привлекательность проекта.
Резюме составляется из нескольких разделов, каждый из которых информирует в кратком виде инвестора о проекте.
Сведения о проекте должны быть четкие, указываются необходимые ресурсы для его воплощения, а также возможный риск и конечный результат.
В резюме надо отразить: основную идею проекта; предполагаемые результаты; эффективность вложенных инвестиций; сроки окупаемости; внутреннюю норму доходности, чистую текущую стоимость и показатель рентабельности.
Финансовая состоятельность проекта характеризуется моделью расчетов, графиком привлечения и возврата заемных средств.
Знакомство инвесторов с проектом начинается с резюме. Поэтому оно должно быть написано внимательно и четко, понятно и содержательно.
В первой части раздела сведений о предприятии нужно отобразить анализ его деятельности за прошлый период. Это делается в виде краткой аналитической записки, в которой дан расчет отдельных показателей финансовой деятельности предприятия.
Если есть ранее привлеченные кредиты, указывается условие и графики их возвращения. Для четкого представления динамики ежегодного изменения финансового состояния предприятия нужно информацию давать в разрезе кварталов или по месяцам.
Информация будет более доступной, если вы укажите график и диаграмму.
Сравнивая показатели деятельности своего предприятия со среднеотраслевыми значениями, или с отчетами конкурентов – это один из способов привлечения инвесторов к проекту.
В разделе об отраслевых сведениях указывается результат: развивающийся, устойчивый или деградирующий. Дается информация общей характеристики объема, динамика производства и потребления товаров в стране и в регионах, в которых планируется продажа товаров проекта.
Прогнозируется развитие отрасли министерствами и коммерческими ассоциациями.
Каким будет рынок – это определяют консультационные компании.
Информация доводится отраслевыми изданиями, Государственным комитетом по статистике. Также покупается готовый отчет или заказывается исследование в специализированных компаниях.
Продукция
В разделе продукция нужно показать ее характеристику, обрисовать сходные продукты. Также дается сравнение товаров проекта с аналогами, заменителями.
Акцентировать нужно на преимуществе товаров по отношению к конкуренту: высокая техническая характеристика, отличный дизайн, доступность в эксплуатации.
Определяются и анализируются ключевые факторы принятых решений о покупке проведением опросов потребителей.
Желательно показать фотографии образчиков товаров, положительные отзывы потребителей и результаты опросов.
В разделе производственный план указывают основную задачу бизнес плана. Это как определить и аргументировать выбор производственного процесса и нужного оборудования.
Производство и оборудование
Дается краткая характеристика технологического процесса, доходчивого для всех.
Указывается перечень оборудования, его стоимость, условия поставки и оплаты.
Определяются условия аренды оборудования, если есть выбор такого варианта.
Приводится расчет необходимого сырья и материалов для производства товаров или оказываемых услуг.
Можно привлечь к составлению раздела компании, специализирующие на выборе технологии и организации производства в повышении эффективности вашего проекта.
В разделе Потребители и сбытовая политика следует отразить прогноз спроса на товары, географию его распределения, структуру и характеристику основных потребителей продукции.
Уточняются факторы, влияющие на спрос – есть ли сезонность и ее причина.
Например, работники отдела сбыта одного предприятия по выпуску кассовых аппаратов отметили закономерный спрос на свою продукцию. Оказывается, он был вызван регулярной проверкой налоговой инспекцией.
Если вы выводите на рынок новый бренд, в этом случае отражается ситуация с патентным предохранением продукции. Юридически не защищенное наименование товара приводит к плохим последствиям – вероятность того, что ранее был выпущен товар с аналогичным именем.
Показываются способы продвижения и каналы сбыта товара – через собственные или имеющиеся магазины розничной торговли.
Желательно, если в бизнес план будут включены имеющиеся договоры о поставке товара.
Цены
В разделе ценообразование вы должны показать методику определения стоимости своей продукции.
Рассчитывается себестоимость товара, основные издержки, продажная цена и скидки потребителю. Делается анализ стоимостной конкурентоспособности продукции, и прогноз ее сбыта.
Обычно пользуются двумя методами ценообразования:
- – продажная цена рассчитывается из себестоимости и выбранным процентом нормы прибыльности;
- – учитывается цена аналогичной продукции, вероятность продажи товаров конкурентами по более низким ценам, планирование продвижения продукции.
В разделе конкуренция показать характеристику потенциальных оппонентов, их численность, структуру производственных затрат, объем продаж, систему сбыта, организационную структуру.
В зависимости от полученной информации делается анализ конкурентов. Оценивается сильная и слабая стороны товаров и оказываемых услуг, имеющиеся предложения повысить ее конкурентоспособность и корректировка стратегии в системе сбыта и продвижения.
В разделе поставщики указываются альтернативные источники обеспечения сырьем и материалами и их характеристика в разрезе условий снабжения и оплаты поставщикам.
Формируя план реализации проекта, нужно предусмотреть альтернативный способ обеспечения производства ресурсами. Это один из рычагов уменьшения риска проекта. Если вы будете ориентироваться только на одного поставщика, это рискованно для реализации проекта.
В разделе организационный план приводятся характеристики системы управления и структура предприятия.
Нужно определить количество сотрудников, фонд оплаты, вид собственности.
Здесь в обязательном порядке показывается схема структуры предприятия и проекта.
В разделе рабочий график описывается временное расписание проведения мероприятий по реализации проекта. Приводятся сроки осуществления капитальных вложений и выполненных работ.
В производственном графике указывается начало выпуска продукции, достижение проектной мощности, объем товара во время сезонных колебаний.
Финансовый план
Финансовый план является основным разделом бизнес плана.
Для составления его берутся данные финансового плана, и делается разбор коммерческой привлекательности проекта.
Здесь отражаются сведения о планируемом объеме реализации, о затратах.
Указываются источники финансирования, условия их получения и возвращения.
Также приводятся отчеты о прибыли, о движении денежных средств и баланс.
В сводной характеристике эффективности проекта дается краткое объяснение показателей.
В первую группу показателей эффективности инвестиций включены: сроки окупаемости, рассчитанные из чистого денежного дохода. Показатель текущей стоимости проекта отражает накопленный дисконтированный доход проекта.
Во вторую группу показателей финансовой состоятельности проекта включены максимальная ставка процентов по кредиту и остаток денежной наличности.
Если вам нужно составить финансовый план проекта, можете использовать обычные программные продукты.