Добавлено в закладки: 0
Почти век прошел после выхода книги Зиммеля, однако денежные подарки все еще считаются противоречивыми или порочными. В своей работе «Мир товаров» Мэри Дуглас и Бэрон Ишервуд настаивают на различии между наличными деньгами и подарком как основой для сохранения важнейшей границы между коммерческими связями и личными отношениями. Экономист Колин Камерер объясняет, что «неумелые» подарки — в отличие от наличности — лучше «сигнализируют» о характере сложившихся личных отношений. Более того, отмечает Камерер, «удивительно холодный» денежный подарок может сигнализировать о конце конкретной социальной связи. Деньги, как пишет социолог Дэвид Чил в своем незаурядном исследовании об обмене подарками в Виннипеге, — это «худший символический подарок», поскольку он «стирает все следы присутствия людей, от которых зависят личные взаимоотношения». Тем не менее, Чил обнаружил, что две трети свадебных подарков в Виннипеге — это денежные подарки. Практичные подарки, вроде денег, неизбежно входят «в моральную экономику» дарения подарков, заключает он, однако, подобно другим практичным подаркам, остаются на скользкой периферии, неловко балансируя на «грани экономики дара», не будучи полноценным членом мира даров.
Между тем, антропологи говорят о том, что в некоторых аграрных незападных обществах, таких, как Менди в южном нагорье Новой Гвинеи или Мерина в центральном Мадагаскаре, современные деньги зачастую циркулируют как вполне уместный личный или ритуальный подарок. Пэрри и Блох предполагают, что это, возможно, связано с тем, что экономика все еще считается сферой, которая подлежит моральному и социальному регулированию, а современные деньги еще не стали основной денежной единицей. Пока денежные отношения не противопоставляются узам родства или дружбы, говорят они, «нет ничего неуместного в преподнесении денежных даров для скрепления таких уз». Однако денежные подарки создают и поддерживают узы близости и в развитых рыночных хозяйств: По сути, кажется, что в США формы и значения денежного дарения множились по мере экспансии коммерческой сферы, а официальные деньги становились более единообразными и распространенными.
Тогда каким же образом в начале XX в. деньги превратились в подарок? Конечно же, люди сознавали всю сложность и деликатность этой задачи. Как признавалось в статье из «Ladies’ Ноте Journal», хотя «перспективы расходования» рождественских денег «значительно более интересны, нежели очаровательный подарок, который близкий человек распаковывает» рождественским утром, «когда весь остальной мир получает красиво упакованные свертки и перевязанные лентами подарки, деньги — простые и неприкрашенные — резко нарушают рождественскую гармонию». Парадоксы «подарочных» денег не ускользнули и от юмористов. Вот какой диалог разыгрывался на эстраде в 1920-е гг.:
О н: Оставлять ценник на подарке — дурной тон, не правда ли? Она: Да, ты прав. Я знала женщину, которая была настолько рассеянной, что, когда она дарила пятидесятидолларовую купюру на Рождество, она пыталась стереть с нее цифры. Она собиралась подарить пятьдесят долларов своей замужней дочери и не хотела, чтобы та знала, сколько она стоила.
О н: И что же ее замужняя дочь сделала с банкнотой, когда получила ее?
Она: Она взяла деньги и расплатилась по долгам в бакалейной лавке.
О н: А как восприняла это мать?
Она: Закричала, что, хотя она и любит делать рождественские подарки, ей не слишком приятно оплачивать бакалейные долги своего зятя.
Действительно, с денежного подарка невозможно было убрать ценник. И, конечно, подарочные деньги позднее могли легко превратиться в платеж и быть потрачены не так, как хотелось бы дарителю. Проблема, таким образом, заключалась в том, чтобы превратить эту, несомненно, автономную, социально безразличную денежную единицу в сентиментальный персонифицированный подарок. Как происходила эта индивидуализация? Здесь мы переходим к описанию методов создания подарочных денег, в том числе: (1) изобретения денежных единиц, которые не использовались бы в других социальных отношениях; (2) установления границ денежной единицы, включавшего несколько взаимосвязанных техник, например, физическую и символическую дифференциацию платежных средств, отделения подарочных денег от всех прочих денег и их расходование на конкретные цели. Отметим, что о дарении денег можно говорить в четырех различных случаях: (1) при получении денег, названных подарком; (2) когда полученные таким образом деньги откладываются для использования в будущем; (3) когда деньги, полученные не в качестве подарка, откладываются для того, чтобы быть подаренными в будущем; (4) при дарении денег в качестве подарка кому-либо. В каждом из этих случаев дарения возникают специфические проблемы обозначения, и каждый из них порождает собственную последовательность различительных социальных техник.