Добавлено в закладки: 0
Таким образом показали, как люди используют широкий спектр методов для персонализации своих подарков и выделения близких, чувственных социальных отношений среди прочих социальных взаимодействий. В случае денежных подарков проблема была более важной, деликатной и трудоемкой. Поскольку возможности использования платежных средств значительно увеличились, для персонализации денег требовались немалое умение, желание и усердие. Рассмотрим теперь, как она осуществлялась.
Превращение платежного средства в подарочные деньги Вспомним, как Лу Элеонор Колби украсила однодолларовые банкноты и отправила их своей матери в качестве рождественского подарка. Завертывание денег в подарочную упаковку стало одним из основных способов, с помощью которого люди выделяли подарочные деньги.
Эта цель достигалась также путем отбора или создания особых подарочных денежных единиц, разделения денег и наложения ограничений на использование подарочных денег.
Рассмотрим сначала, как изменялся внешний вид денег. В примитивных обществах подарочные деньги были легкоузнаваемыми. Например, на острове Россел для заключения брака можно было использовать только особую раковину-монету определенного цвета и формы. Американцам с подарочными деньгами приходилось сложнее: они должны были проявлять изобретательность, чтобы выделить их из общей массы стандартизованных денежных единиц.
Однако они делали это, причем с поразительной фантазией и сноровкой. Женские журналы описывали множество времяемких и часто весьма не простых стратегий превращения платежных средств в подарочные деньги: монеты, спрятанные в печенье или скрытые за рождественскими печатями; долларовые банкноты, украшавшие пряжку ремня или вставленные в рамку. Невеста получала «тщательно упакованный пакет» от своего врача. В нем она находила одну из «этих ужасных коробочек для пилюль» с наклейкой «употреблять до или после еды», наполненную золотыми монетами. Чем лучше была маскировка, тем более удачным считался подарок. Женщины хвастались, когда «получательница не сразу понимала, что в подарок она получила именно деньги». Иногда упаковка подарка была настолько оригинальна, что даже «стыдно было брать деньги». Например, «чековый дождь» на чайной вечеринке, организованной «компанией юных бизнес-леди», у которых нет времени на «вышивание или вязание крючком». Тем не менее, они нашли время приготовить подарок, «манера преподнесения которого не наводила на мысли о каком бы то ни было коммерческом расчете»: «были и бутерброды с чеками (“чекоброды”), и конфетки с чеками (“чековичные”), чайник, завернутый в бело-розовые чеки, чтобы сохранить тепло, и бело-розовая чековая прихватка для горячего заварочного чайника. И когда виновница торжества подняла крышечку заварочного чайника, она с удивлением обнаружила, что он наполнен аккуратно свернутыми чеками от ее подружек».