Добавлено в закладки: 0
Впрочем, в современном обществе потребления должным образом контролируемые деньги могут играть важную воспитательную роль и использоваться для перевоспитания добродетельных, но недостаточно образованных бедняков и обучения их тому, как правильно тратить деньги. В 1899 г. в популярном руководстве для сотрудников благотворительных учреждений рекомендовалось отказаться от натуральной помощи как от устаревшего «благотворительного предрассудка». Примерно десять лет спустя Фредерик Алми, секретарь Благотворительного общества города Буффало и яростный противник оказания благотворительной помощи вне стен соответствующих учреждений, в своей впоследствии часто цитировавшейся статье в журнале «The Survey» сделал поразительное заявление: денежная помощь, оказываемая частными благотворительными организациями, «может быть столь же благой по своим последствиям, сколь и помощь хорошим советом». В 1922 г. анализ методов распределения помощи, использовавшихся в восемнадцати ведущих общенациональных благотворительных организациях, показал, что предпочтительнее всего, особенно в случае долгосрочной помощи, является выделение денежных пособий. В работе, посвященной истории движения благотворительных организаций и опубликованной в том же году, делался сходный вывод: «специалисты склоняются к мнению, что предпочтение должно отдаваться денежной помощи». И, начиная с 1911 г., вызывавшее серьезные споры, но чрезвычайно успешное движение в пользу пособий матерям привело к тому, что помощь вдовам и детям, находившимся у них на иждивении, стала оказываться в форме государственных денежных пособий.
Следуя новому всеобщему увлечению дарить деньги в качестве ритуального или сентиментального подарка, сотрудники благотворительных организаций заявляли, что наличные деньги были предпочтительным подарком для бедняков даже на Рождество. Вместо того, чтобы дарить старую одежду или продукты питания, благотворительные организации теперь советовали предоставлять «средства на их покупку». Или давать им подарочные сертификаты: нью-йоркская «Зигель Купер компани» рекламировала свои «рождественские обеденные сертификаты», подписываемые покупателем и передаваемые подопечному, который затем обменивал их на корзинку с обедом. В рекламе универмага «Мэйсиз» разъяснялось, что «благотворительные подарки» в форме талонов на покупку [merchandise bonds] «позволяют вам избежать деликатного вопроса о дарении денег». Однако лучшим подарком было пособие. Получая вместо унизительной подачки корзинки с рождественским обедом — более достойный подарок в виде ежегодного пособия, бедняки могли чувствовать себя более уверенными, имея таким образом обычный доход вместо символа однодневного праздника.
Что превратило считавшиеся столь опасными деньги в приемлемую форму помощи? Во многом повторяя доводы экономистов в сфере потребления, социальные работники в течение первых десятилетий XX в. выступали в защиту свободы, которую обеспечивает денежное пособие, являясь необходимым воспитательным инструментом, помогающим справляться с современным рынком и позволяющим семьям разумно «распоряжаться деньгами, сознавать их цену и покупательную способность». Эмма Уинслоу, влиятельный специалист в области домашней экономики Нью-Йоркского благотворительного общества, объясняла, что если вы «лишаете человека возможности самому распоряжаться своими тратами,., вы делаете его и в самом деле бедным». В отличие от натуральной помощи, утверждала Джоанна Колкорд, директор этого же общества, деньги помогают семье сохранить «независимость и чувство собственного достоинства». Точно так же, подаренные на рождество деньги лучше, чем любые продукты питания или иные традиционные формы «рождественского подарка», помогают нуждающимся семьям «реализовать собственные планы» — даже если этими планами будет «неэкономный, нерационально организованный обед». Но, конечно, это должны были быть «правильные» деньги. Если сочувственное подаяние унижало получателя, то рационально распределенные деньги воспитывали компетентных потребителей — по крайней мере, так казалось социальным работникам.
Лучшие бизнес идеи для предпринимателей!