Добавлено в закладки: 0
Пособия для матерей выдавались так же избирательно. Хотя, как показали историки, государственные пособия действительно заметно улучшили благосостояние многих матерей, в пенсионной программе по-прежнему проводилось четкое различие между вдовой, заслуживавшей того, чтобы получать денежную пенсию, и ненадежной вдовой. Большинство получателей действительно составляли вдовы, а не брошенные, разведенные матери или матери-одиночки, большинство из них были белыми; в двух штатах пособие выплачивалось только американским гражданам. И, как и в случае с частной помощью, матери должны были продемонстрировать «базовые навыки» умения расходовать средства, чтобы получить право на получение пособия в денежном виде.
Крупное исследование распределения материнских пособий, проведенное в Иллинойсе, показало, что программа пособий охватывала только тех женщин, «которым можно было доверять, что их расходы будут благоразумными».
Единственный способ проверить, заслуживают ли вдовы право получать страховое пособие наличными, заключался в том, чтобы потребовать от получателей страховое пособие отчитаться в своих расходах. В иллинойсском отчете признавалось, что «тем, кто глупо растратил деньги, нелегко было рассказать об этом». И действительно, многие женщины жаловались, что такой отчет был «ненужным вмешательством в их частные дела». Тем не менее, комитет, занимавшийся проведением обследования, требовал предоставления информации, «чтобы сформировать представление относительно способности [женщины] благоразумно расходовать деньги».
Таким образом, новые бедные, заслуживающие денежного пособия, частично отбирались на основе достаточной потребительской «квалификации»; денежная помощь в таком случае способствовала их превращению в полностью компетентных покупателей. Как ожидалось, пособие, при условии правильного распоряжения им, должно было сделать вдову не менее компетентной, чем пострадавшие от джонстаунского наводнения. He то чтобы моральный облик стал вдруг несущественным; в действительности, чтобы получить право претендовать на пособие для вдов, мать должна была быть «добродетельным человеком, физически, умственно и нравственно способным воспитывать своих детей».
Компетентность в расходовании средств, таким образом, по-прежнему сохраняла элемент озабоченности моральным обликом получателя; умело делая покупки, важно было выбирать и приемлемые с моральной точки зрения товары. Как говорилось в отчете нью-йоркской AICP, составленном в 1914 г. по результатам обследования ее программы пособий, «способность матери к. благоразумному расходованию средств» на самом деле в значительной степени зависела от обладания нужной информацией: «любовь без знания. кормит детей соленьями, булочками с изюмом и кофе».
Но знание без моральной компетентности тоже не могло гарантировать благоразумного расходования; у некоторых матерей, говорилось в отчете, «могло возникнуть искушение урезать сумму, предназначенную на покупку еды, для того, чтобы потратить больше средств на одежду или развлечения». В случае государственных пособий для матерей исследователи проверяли, не тратили ли претенденты на получение пособия деньги на покупку «алкогольных напитков» или табака. Если матери не удавалось поддерживать ведение домашнего хозяйства на должном уровне, выдача пособия могла быть прекращена.
Однако превращение наличных денег в эффективный инструмент обучения навыкам потребления требовало времени. Отказавшись от существовавшего долгое, время предпочтения оказывать денежную помощь лишь временно и тем самым не поощрять сохранение материальной зависимости, специалисты теперь открыто советовали использовать денежную помощь в случаях, которые «требуют оказания долгосрочной помощи». При последовательном ее проведении, терапия наличными деньгами должна была создать независимого компетентного потребителя. И по иронии судьбы имевшие меньший воспитательный эффект продуктовые талоны теперь становились «чрезвычайной мерой».
Однако само по себе время не могло исправить то, что работники, занимавшиеся изучением неблагополучных семей, называли «дефектами в расходовании средств». Получатели нуждались в индивидуальных, постоянных и детальных инструкциях о том, как стать компетентным потребителем. Лишь «тщательный контроль за денежным пособием», утверждал Колкорд, мог привить соответствующие навыки «ведения домашнего хозяйства и индивидуального бюджетного планирования».48 Как же тогда социальные работники использовали денежную помощь для целевого распределения денег бедняков?
Обучение расходованию денег В 1916 г. Нью-йоркское благотворительное общество начало новую «образовательную кампанию» по обучению бедных семейств тому, как правильно использовать свои деньги. Каждой семье, получавшей постоянное пособие, выдавалась специальная домашняя счетная книга, подготовленная Комитетом по бюджетам Американской ассоциации домашней экономики. Подробный еженедельный перечень различных домашних расходов позволял домохозяйке узнать, «сколько денег она расходует по каждой статье своего бюджета», и с помощью социального работника научиться тому, как тратить деньги наилучшим образом.