Добавлено в закладки: 0
После 1960-х гг. удельный вес ограниченной в части использования натуральной помощи бедным – в первую очередь, продовольственной помощи, помощи в обеспечении жильем и медицинским обслуживанием — резко увеличился, а денежные выплаты сократились. А в 1980е гг. только три из десяти долларов пособия по социальному страхованию выдавались наличными. Рассмотрим, например, программу продовольственных талонов, которая началась в середине 1960-х гг., а в 1991 г. имела вдвое больше получателей, чем AFDC. В 1993 г. были побиты все рекорды: 26,6 млн. человек, более 10 населения, покупали продукты питания по талонам.65 Но не любые продукты: согласно инструкциям Министерства сельского хозяйства США, на продовольственные талоны нельзя покупать, среди прочего, алкогольные напитки и табак, приготовленную горячую пищу, готовые ланчи, витамины или лекарства, корм для домашних животных или любые непродовольственные товары. Нельзя обменивать продовольственные талоны на наличные. Ограничения поддерживались и судом; например, розничный торговец, который принимал продовольственные талоны в качестве оплаты за чистящее средство «Аякс клинер», детскую присыпку, шампунь и другие «неподходящие» товары, был на шесть месяцев отстранен от участия в программе продовольственных талонов.66 В общих программах по оказанию помощи предохранительные выплаты, перевод средств торговцам и особенно домовладельцам стали обычным явлением, вновь ограничив свободу выбора получателей.
Таким образом, борьбе между государственными благотворительными деньгами и целевым распределением денег бедных людей нет конца. Действительно, неограниченные никакими условиями денежные выплаты беднякам обрели новых союзников в лице экономистов, которые апеллируют к принципу независимости потребителя, чтобы доказать неэффективность усилий правительства по «деформированию индивидуальных потребительских решений», к которому ведут выплаты натуральной помощи.67 Многие из них поддерживают систему негативного подоходного налога, которая обеспечила бы существование единой системы социального обеспечения в форме наличных денег. Странным для себя самих образом экономисты оказываются на одной стороне с борцами за права социального страхования, которые столь же энергично поддерживают не ограниченные никакими условиями денежные выплаты – не ради экономической эффективности, но для того, чтобы защитить свободу бедняков «распоряжаться» своим доходом. В частности, в случае обеспечения жильем, доказывают они, выплаты домовладельцам доводят до пауперского состояния нуждающихся получателей, лишая их всякой возможности отстаивать свои интересы перед домовладельцами – например, возможности отказаться от уплаты аренды для того, чтобы заставить улучшить жилищные условия, или использовать средства на оплату жилья для их самостоятельного улучшения. Например, чтобы пережить холодную зиму, одни нью-йоркские квартиросъемщики, чьи домовладельцы отключили отопление, использовали деньги, предназначенные для уплаты аренды, для оплаты комнатных электрообогревателей, постоянно работающих духовок и покупки зимней одежды.68
Однако недоверчивое отношение к компетентности бедняков оказалось сильнее заявлений сторонников неограниченной денежной помощи. Даже отдельные экономисты признают, что, учитывая неравномерность потребительской компетентности, достижение «простой эффективности» порою требует «выправления управленческих промахов семьи натуральной помощью». Экономист Лестер Ту- роу, например, предлагает возможный «континуум трансфертов, варьирующихся от наличных денег, наличных с рекомендациями, ваучеров, натурального обеспечения и, наконец, принудительного обеспечения».69
Власти, со своей стороны, прилагали все усилия, чтобы сохранить или создать особые, узнаваемые и контролируемые денежные единицы для бедных, либо выпуская новые деньги, вроде продовольственных талонов, либо регулируя использование законных платежных средств, как в случае с предохранительными выплатами. В настоящее время программа продовольственных талонов компьютеризирует свою систему целевого распределения; экспериментальная электронная система пособий заменяет бумажные купоны более анонимными компьютерными картами, приближая тем самым продовольственные талоны к обычным деньгам. Но электронные трансферты по-прежнему контролируют покупки, ограничивая приобретение продовольствия получателем определенными видами продуктов. Между тем, даже частные группы изобретают новые ограниченные денежные единицы для бедняков. Например, в 1991 г. в Беркли (штат Калифорния) торговцы и благотворительные организации изобрели ваучеры, чтобы поощрить развитие «здорового попрошайничества», разрешив обменивать свои купоны обмениваемыми только на питание, оплату проезда в автобусе или другие товары первой необходимости, но не алкоголь, сигареты или запрещенные наркотики.
Все бизнес идеи собраны у нас!