Добавлено в закладки: 0
За взнос в размере от пяти до десяти центов в неделю компании, занимавшиеся производственным страхованием, гарантировали проведение достойных похорон. Клиентов, готовых платить, было предостаточно; к 1895 г. в США сумма страховых взносов составляла 268 млн. долл.
Сотрудников благотворительных организаций возмущал «феноменальный успех» страховых агентов; они осуждали агрессивное вторжение страховых агентов в домашнюю экономику бедных, особенно потому, что многие застрахованные вносили взносы на свои похороны, хотя сами жили за счет получаемой ими помощи.23 Рассказывались истории о семьях, зависевших от благотворительной помощи в «хлебе насущном», которые после смерти одного из членов «вдруг позволяли себе похороны, которые их благодетели, наверное, сочли бы чересчур дорогими и для себя самих». Что могло оправдать, вопрошали специалисты по благотворительности, принципиально неверный бюджет родителей, полагавшихся на помощь благотворительных организаций в покупке еды и одежды для своих детей, но все же находивших достаточно денег, чтобы застраховать жизнь детей? Убеждая семьи направлять свои деньги на приличные похороны, страховые агенты рисковали перечеркнуть всю работу по финансовой реабилитации бедняков. Своими «хитрыми выдумками», жаловались сотрудники благотворительных организаций, агенты «постоянно вытягивают средства из семьи».
Продажа страховок стала постоянным кошмаром инспекторов по выдаче пособий; в то время как инспекторы или сотрудники Пенни- сберегательных банков всячески старались поставить на ноги домашнюю экономику материально зависимых бедняков, страховые агенты вмешивались в экономический выбор бедняков, превращая живые деньги в бесполезные мертвые денежные единицы. Сотрудники благо 23 Fifteenth Annual Report of the New York Charity Organization Society (July 1896-June 1897), p. 25. Нью-йоркское благотворительное общество предложило провести «тщательное исследование причин этого успеха» [страховых агентов] для того, чтобы «предложить взамен нечто такое, что поможет достичь схожих результатов без сопутствующих недостатков».
Организаций рассказывали о надписи на конверте, в котором лежала страховая книжка для клиента, напоминавшей о необходимости «урезать все остальные расходы, но выплачивать страховку», — матери должны были повесить этот листочек на стену, «чтобы он всегда был на виду».23 В ответ на заявления страховщиков, что они тоже «сберегают» деньги бедняков, предлагая приобрести страховой полис на деньги, которые в противном случае пошли бы на «пиво или оборки», специалисты по благотворительности говорили, что со своими планами страхования агенты «не отцепятся от бедняков, пока в доме у тех не останется ни крошки хлеба». Или рассказывали о семье, которой один день в неделю приходилось оставаться без завтрака, «поскольку в тот день приходил агент, и деньги на завтрак нужно было отдать ему». Сотрудники благотворительных организаций рассказывали и о детях, которых посылали просить подаяние, чтобы заплатить страховые взносы; о семьях, живущих в «отвратительнейших и вреднейших» условиях, но со страховкой, которой достаточно для того, чтобы позволить себе провести дорогие похороны одного из ее членов.
Конечно, на рубеже веков благотворительным организациям было прекрасно известно, что страховые агенты не были их единственными конкурентами. Хозяева баров, «вымогатели» закладных на движимое имущество, ростовщики, а также торговцы в рассрочку, точно так же клеймились как «коварные враги» бедняков, вытягивающие их мелочь на неправильные или неподходящие расходы.27 Страхование, признавали сотрудники благотворительных организаций, по крайней мере поощряло бережливость, сокращая необходимость в оплате похорон государством. А сбережения на приличные похороны, разумеется, были более возвышенной целью, нежели покупка спиртного или каких-то ненужных безделушек. Действительно, Пенни-сберега- тельные банки восторженно рассказывали о том, как один из их вкладчиков забрал деньги, чтобы привести в порядок могилу отца, или как родители после смерти ребенка копили для того, чтобы купить надгробную плиту или содержать могилу в порядке.