Добавлено в закладки: 0
23 декабря 1913 г. на первой странице «New York Times» сообщалось, что в этом году в одном только Чикаго банки и крупные промышленные корпорации выделят более миллиона долларов в качестве рождественских подарков своим служащим. Эти рождественские подарки были разнообразны. Например, компания «Монтгомери Уорд» подарила своим семи с половиной тысячам работников в Чикаго, Нью-Йорке и других городах «рождественский ужин и корзину с индейкой и другими продуктами». А компания «Свифт» дарила золотые пятидолларовые монеты. «Бруклин компания» отметила свое пятидесятилетие, потратив более одного миллиона долларов на рождественский подарок своим работникам в виде группового страхования жизни, а еще одна компания внесла за работников деньги в пенсионный фонд и фонд пособий по болезни. Железнодорожная компания Нового Орлеана сделала Рождество днем «сохранения мелочи» для своих кондукторов, позволив им оставить себе еще и процент от полученной в этот день платы за проезд.
Таким образом, работодатели находили оригинальные способы сделать рождественский подарок в форме трансферта, отличавшегося от обычной зарплаты. В XIX в. они дарили вещи и продукты питания (индейку, леденцы, часы) или золотые монеты. Они раздавали рождественские подарки (в натуральной или денежной форме) на специальном празднике для служащих. В некоторых случаях, отмечал один наблюдатель, подарки вручались с такой «любезной обходительностью и личным участием», что «ненадолго» офис превращался «в гостиную». Женские журналы советовали работающим женщинам ценить «доброе расположение, стоящее за этим подарком», и обязательно продемонстрировать своему начальству «признательность за подарок, сделанный ей фирмой». Некоторые работницы так и поступали: например, одна продавщица в универмаге «отправила кучу писем в офис управляющего с рассказами о том, как она распорядилась «рождественскими средствами», показав тем самым, что «праздничные комиссионные. значат для нее больше, чем обычное жалованье».
Однако когда работодатели начали делать денежные подарки, они вступили на более скользкую почву. «Times» сообщала, что, хотя в 1913 г. многие фирмы по-прежнему твердо придерживались «проверенной временем традиции дарить индеек и золотые монеты различного достоинства», возросло число корпораций, предлагавших в качестве вознаграждения за проработанное в компании время» «планы участия в прибыли на систематической основе или денежные премии. Уже в 1902 г. «Дж. П. Морган энд компани» нарушила старую традицию, выплатив каждому своему служащему полное годовое жалованье в качестве рождественского подарка. Подарки наличными все более стандартизировались, высчитывались как процент от заработной платы. К 1911 г. десятипроцентная премия считалась «щедрой». А некоторые банки даже заменили рождественские подарки прибавкой к заработку за выслугу лет.
Однако большинство работодателей по-прежнему воспринимали премию как подарок, выдаваемый по их желанию; в конечном счете, этот обычай «отдавать дань рабочим» позволял лучше контролировать рабочих и регулировать их производительность труда, а та. к- же был гарантией их лояльности. Сообщалось, что первая рождественская денежная премия компании «Вулворт», выплаченная служащим в 1899 г. (пять долларов за каждый год работы, при этом всего можно было получить не более двадцати пяти долларов), имела целью сравняться с самой высокой зарплатой у конкурентов и предотвратить забастовки продавщиц. Вероятно, это также было наименее затратным способом выплаты сверхурочных; примерно в 1910 г. двадцатипятилетняя продавщица одного нью-йоркского универмага, рассказала исследователю из Национальной лиги потребителей, что в течение недели перед Рождеством «она работала по четырнадцать часов в день. Находиться на ногах так долго настолько тяжело, что некоторые женщины перед обедом принимают. ножные ванны». За эти сверхурочные магазин заплатил ей двадцать долларов, «преподнеся их не в качестве вознаграждения, а в качестве рождественского подарка».