Добавлено в закладки: 0
Таким образом, заработанные домашние деньги, как и содержание, сохраняли статус подарка, а не настоящих денег. Деньги, полученные замужними женщинами, работавшими по найму, также имели свои особенности. У них даже было свое название. Термин «деньги на булавки», который в Англии XVII в. означал особый, независимый доход жены, предназначенный для личного пользования (и включался в качестве официального условия при заключении брачного контракта в высшем свете), в США на рубеже веков утратил свое элитарное британское происхождение и означал теперь просто дополнительный домашний доход, заработанный женами. И все же к нему относились более легкомысленно и менее серьезно, чем к заработку мужа. Как было точно подмечено в 1903 г. журналом «Harper’s Bazar»: «Ни один мужчина не работает за деньги на булавки. Сама мысль об этом вызывает улыбку».
Различие между женским заработком и жалованьем мужа объяснялось также их различным предназначением. Например, историк Джон Моделл предполагает, что в конце XIX в. в семьях уроженцев США «доллары были не равны между собой», и женский заработок (равно как и детский) тратился иначе и менее свободно, чем заработок мужа. В семьях фермеров женские «яичные» и «масляные» деньги отличались от «пшеничных» или «кукурузных» денег мужа. Историк Джоан Дженсен говорит о существовании двойной экономики [dual economy], в которой женщины и дети обеспечивали повседневные расходы, а мужья платили по закладной и покупали новое сельскохозяйственное оборудование. Жена фермера из Иллинойса, которая любила писать письма и таким образом общалась со многими людьми, объясняла, что, хотя муж и жаловался по поводу ее расходов на письменные принадлежности, «ясно, как белый день, что я покупаю их на свой скудный заработок». Однако соседи критиковали ее за неэффективное времяпрепровождение, гордо похваляясь, «сколько. яиц и старых кур они продали». У горожанок, принадлежащих к среднему классу, благоразумные формы заработка денег на булавки на дому (приготовление джема, солений и тортов; вязание шалей и свитеров; разведение домашней птицы и ангорских кошек) получали одобрение со стороны общества, но опять-таки при условии, что они тратились определенным образом — например, на благотворительность или на «обучение дочери музыке или искусству». «Небольшая струйка серебра течет в ее кошелек — говорилось в статье из « Woman’s Ноте Companion», — и на эти крохи приобретается новая шляпка или готовится угощение на день рождения, оформляется подписка на журнал или покупаются билеты на концерт».
В 1920—1930-е гг., по мере того, как все большее число замужних женщин входили в состав рабочей силы, их заработок, независимо от полученной суммы, все равно считался деньгами на булавки, относился к дополнительным видам дохода и шел на дополнительные семейные расходы или — в случае более состоятельных пар — превращался в деньги для «развлечений», которые можно было тратить по своему усмотрению. Например, в 1928 г. одна женщина рассказала репортеру журнала «Outlook», что она откладывает свой заработок только на покупку одежды. Другая объясняла: «Мы спускаем наши деньги на лишние поездки за границу, антиквариат или что-нибудь экстравагантное». Другие использовали свой заработок, чтобы заплатить прислуге, а то, что оставалось, складывали в копилку. В истории, опубликованной в газете «Saturday Evening Post» четыре года спустя, говорилось о широком распространении теории, согласно которой все, что зарабатывала жена, должно было принадлежать только ей. Парам, в которых жена работала по найму, задавался вопрос о том, для чего использовались ее деньги: «Оставляет ли она все себе, копит, тратит их, как ей хочется», и обычно они отвечали: «Самое главное. она не должна выручать своего мужа».
Распоряжение домашними деньгами Таким образом, домашние деньги — это совершенно особый вид денежных единиц. Трудно было бы понять изменение их значения, способы распределения и использования в США в 1870—1930 гг., не зная нового культурного «кода» и сопровождавших его социальных перемен. Деньги замужних женщин обычно отделялись от серьезных денег сложной совокупностью представлений о семейной жизни, изменением властной структуры в семье и социальным классом. Традиционные предположения о том, что семья — это особая, не коммерциализированная сфера, превращали любую открытую попытку вторжения рынка в семейные отношения не просто в неприятный факт, но и в непосредственную угрозу сплоченности семьи. Таким образом, независимо от их источников, как только деньги поступали в домохозяйство, их распределение, подсчет и использование подчинялись своду домашних правил, отличных от правил рынка. Семейные деньги не были абсолютно заменяемыми; социальные барьеры не позволяли превратить их в обычную заработную плату.