Добавлено в закладки: 0
Чтобы трансферт мог считаться подарком, дарителю следовало четко отделить его не только от оплаты или передачи права, но и от дара, возможного (и уместного) между неравными по положению людьми. Различия зачастую бывали очень тонкими. Например, журнал «The Living Age» отмечал в 1904 г., что в качестве подарка допустимы только определенные виды еды: «Приемлемы шоколадные конфеты и леденцы., возможны торты и бисквитные пирожные — имеющие вид праздничный и несерьезный; однако грубым нарушением этикета будет предложить их другу для того, чтобы он на самом деле утолил голод».
С одной стороны, некоторые неловко сделанные подарки могли быть восприняты как подачка; с другой стороны, например, рождественские подарки работников своим работодателям или студентов — преподавателям, осуждались как неуместное подношение. В 1912 г. для прекращения добровольно-принудительного сбора денег с продавщиц на покупку рождественских подарков начальству было создано Общество по предотвращению неуместных подарков [Society for the Prevention of Useless Giving — SPUG], быстро привлекшее к себе внимание и завоевавшее популярность; первым мужчиной, вошедшим в него, стал Т. Рузвельт. Такие подарки, заявляли организаторы общества, были не подарками, а шантажом или взяткой, «столь же неотвратимой для ее жертвы, как и всякое вознаграждение политику со стороны должностного лица».18 Создатели SPUG поясняли, что в число таких «неуместных» подарков, конечно же, не входят настоящие подарки, вроде «шелкового кисета с искусной вышивкой для отца, красных фланелевых подушечек для булавок в форме помидора для брата или любых других подарков от чистого сердца». «Очарование подарка, — объясняли члены SPUG, — заключается именно в том, что он преподносится другом. Он должен продемонстрировать бескорыстность, личное стремление сделать приятное своим заботливым выбором, его правильностью».