Добавлено в закладки: 0
И все же подарочные деньги были специфической, неоднозначной и вызывающей сомнения разновидностью денег. Как одно и то же платежное средство может использоваться для выплаты жалованья, подкупа чиновников, в качестве чаевых носильщикам, помощи бедным или обеспечения жены содержанием на ведение домашнего хозяйства и в то же самое время служить сентиментальным подарком, выражающим личное внимание, привязанность или чувство радости? Как дарители подарков и их получатели понимали, когда доллар был подарком? И что делало монетки сентиментальными деньгами? В этой главе мы рассмотрим «изобретение» подарочных денег, обратившись сначала к природе дара вообще, затем к отличиям подарочных денег от других видов денег и, наконец, к вопросу о получении и целевом распределении подарочных денег в первые десятилетия XX в.
Деньги в интимных отношениях Поразительно, насколько мало мы до сих пор знаем о дарении подарков в современных индустриальных обществах. До недавнего времени социологи, одержимые изучением всепроникающего эффекта модернизации, не обращали внимания на подарки, считая их сентиментальным пережитком утраченного мира близости и общности, вдвойне незаметным в силу феминизации экономики дара. Если подарки и рассматривались, то в связи с экзотическими, докапиталистическими, примитивными обществами. Неудивительно, что, когда речь заходит о дарении подарков, выясняется, что львиная доля работы была проделана антропологами, создавшими богатую, обширную и зачастую дискуссионную литературу.
Одной из основных проблем, интересовавших антропологов, было определение той степени, в какой современные рынки вытеснили обмен подарками, при этом традиционное эволюционистское представление о том, что рынки вытеснили все социально укорененные формы такого обмена, все чаще оспаривается теми, кто доказывает сосуществование различных форм обмена в современном обществе. Как выразился Джон Дэвис, «в нашем распоряжении имеется. набор социально допустимых практик, которые отличаются друг от друга в культурном, моральном и даже экономическом плане».12 В этих дискуссиях антропологи также обсуждают относительные различия и сходства обмена дарами и товарного обмена. Одни авторы настаивают на фундаментальном противоречии между реципрокным, аффективным и социально ограниченным даром, с одной стороны, и безличным, инструментальным и социально «свободным» товаром, с другой; другие решительно возражают им, утверждая, что эта дихотомия ложна. Не только товары (и рыночный обмен в широком смысле слова) являются такими же культурными и социальными процессами и объектами, как подарок; некоторые аналитики утверждают, что если проанализировать обмен дарами более пристально, он окажется таким же прагматическим, просчитанным и принудительным, как и рыночные трансферты. Помимо этого, дары играют роль демонстративных товаров, видимых символов богатства или утонченности дарителя.
В чем же тогда в нашем современном коммерциализированном мире заключается значение личных подарков, с кем и как мы обмениваемся ими? Например, что мы считаем «хорошим» подарком надень рождения? Конечно, он должен выражать близость конкретных социальных уз, передавать чувство привязанности, демонстрировать заботу. Значения подарков варьируются. Свадебные подарки, например, олицетворяют символизм коллективной солидарности сообщества, а подарки прислуге зачастую подчеркивают неравенство и дистанцию между дарителем и получателем дара. Форма и способ дарения — денежная или иная — выражают характер отношений между сторонами.
Бизнес – прост.