Добавлено в закладки: 0
Но, возможно, эти исследования и наблюдения идеализировали и соответственно переоценивали экономическое влияние жен рабочих. Безусловно, распоряжение семейным доходом активно вовлекало женщин в домашние финансы, позволяя набраться организационного опыта. Однако неясными остаются их действительные полномочия. Во-первых, распоряжение деньгами в семьях с ограниченными доходами было сложной задачей. Хотя на рубеже веков уровень жизни рабочих повысился, исследования семейных бюджетов показывают неустойчивость их финансового положения. Заработок мужей и детей почти полностью уходил на еду, одежду, жилье и страховку. И задача распоряжаться деньгами лежала на плечах жены тяжким бременем: проблемы с домашними деньгами (членам семьи или посторонним) легче было свалить на неумелость женщины, чем на ограниченность средств или неустойчивый рынок труда.
Еще важнее то, что, как только появлялся какой-либо дополнительный доход, кажущаяся власть жены над семейным бюджетом быстро ослабевала. Хотя ожидалось, что идеальный муж отдает жене весь свой заработок без остатка, получая один или два доллара в неделю на личные расходы, многие этого не делали. Исследования нью- йоркского Вест-Сайда, проведенные в 1914 г., показали, что, хотя «ныне бытует мнение о том, что в субботу вечером американский рабочий передает всю свою зарплату жене и позволяет ей распоряжаться этими средствами», то, сколько жена действительно получала от мужа и сколько он оставлял себе, «зависело от их договоренности между собой, а не от общепризнанного правила». Данные о том, как именно распределялись деньги, весьма ограничены. Но изучение Вест-Сайда говорит о том, что обычно последнее слово оставалось за мужем. Как объясняла одна итальянка: «Конечно, они не отдают все, что зарабатывают. Они — мужчины, и их пути неисповедимы». Исследование семей нью-йоркского Вест-Сайда, проведенное в 1905 г. сотрудницей центра социальной помощи Эльзой Герцфельд, выявило, что, хотя некоторые мужья отдавали женам всю свою зарплату, получая от них деньги только на проезд и «на пиво», другие давали «столько, сколько им хотелось», или «столько, сколько у него оставалось после субботнего вечера». Один супруг большую часть своего заработка клал в банк, а сумму, которую «он считал достаточной для ведения хозяйства, — в вазу на каминной полке». Иногда, отмечает Герцфельд, «муж не говорил жене о размере своей зарплаты». Точно также более позднее исследование неквалифицированных чикагских наемных работников, проведенное в 1924 г., обнаружило, что в ответ на вопрос о еженедельном доходе своих мужей две трети жен указало меньшие суммы, чем их реальный доход согласно платежной ведомости. Исследовательница пришла к выводу, что мужчина «может отдавать жене не весь свой доход, а только ту сумму, которую, по его мнению, она должна потратить на семью».
Таким образом, идеализированное представление о сплоченной семейной экономике, координируемой и управляемой женой, скрывало конкурентные притязания на деньги внутри семьи. Конверт с зарплатой мужа не всегда попадал домой в целости и сохранности. Это относится и к заработкам детей. Мучимые соблазнами культуры потребления, дети все чаще скрывали свои заработки или манипулировали ими. Дэвид Нэйсо обнаружил, что в начале XX в. Работающие дети, «которые были послушными в любом другом отношении, делали все, что было в их силах, чтобы сохранить для себя часть заработка. Они лгали, обманывали, прятали свои пятаки и гривенники, подделывали конверты со своей зарплатой». Есть данные о том, что матерям не нравилось, когда их сыновья работали в местах, где давали чаевые, «потому что тогда невозможно было узнать, сколько же денег сын имел право оставить себе». Дело в том, что, в отличие от заработной платы, чаевые ребенка считались «принадлежащими только ему». Работавшие девочки чаще своих братьев отдавали свой заработок целиком, однако не все поступали таким образом. Работавшие девочки- итальянки нью-йоркского Вест-Сайда рассказывали исследователям о том, как легко можно было «сшибить деньгу», отработав сверхурочно: «Все, что ты зарабатываешь, записывают карандашом. Это легко состряпать — тебе нужно только взять ластик, вписать обычную сумму и прикарманить разницу».
Даже та часть денег, которую получала и которой распоряжалась жена, ограничивалась деньгами на ведение домашнего хозяйства. Как и богатые женщины, жены рабочих не имели никаких прав на личные средства. Карманные деньги на личные расходы были привилегией мужчины или правом работающего ребенка. Содержание, выплачиваемое мужу-рабочему, таким образом, было совершенно иным видом денег, нежели содержание, выплачиваемое женам из среднего класса. Хотя частично содержание шло на полезные расходы — питание, одежду, проезд, оно было еще и законным источником средств, которые можно было тратить в свое удовольствие. Действительно, исследование историка Кэти Пайс, посвященное досугу женщин в семьях рабочих на рубеже веков, ясно показывает, что мужчины могли позволить себе оплачивать свои развлечения — выпивку в барах, посещение кино и театра, покупку табака, в то время как у их жен не было никаких денег на свой личный досуг. Вспоминая жизнь своих родителей в начале XX в., 64-летний итальянец Лоренцо Лакассе рассказывал: «Мой отец приносил всю зарплату домой, он клал свой конверт на край стола, вплоть до последнего цента. Моя мать распоряжалась этими деньгами. А отец подрабатывал за несколько пенсов, продавая шоколад у себя на заводе». Однако эта дополнительная «выручка» шла только «на его собственные нужды — например, пропустить иногда кружку пива». Таким образом, женские деньги сохраняли коллективную идентичность, тогда как деньги мужчин и детей были дифференцированными и индивидуализированными. Если жене рабочего требовалось больше денег, возможности ее был ограничены. Практически не имея доступа к кредиту, она обращалась к родственникам или соседям, а зачастую — и к ростовщикам и заимодавцам. Иногда, чтобы получить дополнительную наличность, женщины полагались на своих детей. В ходе правительственного исследования надомного промышленного производства, проведенного в 1918 г., одна из матерей рассказала о том, что ее маленький сын помогал ей нанизывать четки на продажу, поскольку ей требовалось «немного своих собственных денег». Другой матери нужны были зубные протезы, и она «думала, что дети вполне могли бы помочь ей их приобрести».
Как открыть свой бизнес – советы начинающим предпринимателям.