Система

Добавлено в закладки: 0

Система работала неплохо. В 1889 г. Нью-йоркское благотворительное общество решило пойти еще дальше и организовало Пенни-сбере- гательный фонд и почтово-сберегательные банки для более эффективного хранения денег семей бедняков, просивших своих инспекторов их сберечь. Убежденные в том, что бедность в значительной степени являлась следствием «траты небольших денежных сумм на ненужные расходы», организаторы Пенни-сберегательного фонда решили, как выразился один из современников, что «этими небольшими суммами нужно овладеть». Вкладчикам продавались марки различных цветов и достоинства, которые затем наклеивались на карточку. В целом, с 1816 г. сберегательные банки были доступны для рабочего класса, и в принципе они с не меньшим успехом могли уберечь деньги от «баров, легкомысленных развлечений и бесполезных расходов». Не многие сберегательные банки принимали вклады на сумму менее доллара, однако благотворительный Пенни-сберегательный фонд принимал даже центы.

В отличие от фондов, предоставлявших предметы потребления, Пенни-сберегательный фонд предпринимал более активные шаги по превращению своих вкладчиков в новых представителей среднего класса; сбережения защитили бы их «от возможной потери работы, несчастного случая или болезни». Предполагалось, что как только вкладчик накопит десяток долларов, он переведет деньги на обычный сберегательный счет. Чтобы поощрить накопление денег, положения о пенни-сбережении оговаривали, что «невозможно снять со счета меньшую сумму, чем та, которую составляют все наклеенные марки».

Однако вероятность того, что бедняки, имевшие в распоряжении какую-то мелочь, начнут подражать обычным для среднего класса долгосрочным практикам сбережений, была невелика. Действительно, Общенациональная благотворительная организация отмечала в 1891 г., что фондом «пользовались главным образом те, кто. не мог оставить деньги на банковском депозите надолго». Вместо этого накопив десять долларов или даже хотя бы один доллар, вкладчики, как правило, забирали свои деньги, чтобы сделать определенную покупку. В 1909 г. в годовом отчете Пенни-сберегательного фонда признавалось, что фонд «не предполагает составить конкуренцию со сберегательным банком, а стремится помочь людям с небольшими средствами, которые хотят сберечь их для определенной цели, например, одежды, угля, отпуска и предметов первой необходимости».

Даже если вклад был краткосрочным, агенты Пенни-сберегатель- ного фонда считали своим долгом (и правом) удостовериться в том, что деньги были потрачены должным образом. Перетягивая к себе мелкие средства, которые хранились в керамической посуде, чулках или под матрацами, благотворительные организации получали важнейшую точку опоры для оказания воздействия на экономический выбор бедняков. Взять, к примеру, новые ритуалы, с которыми сталкивались вкладчики, когда они хотели вернуть свои деньги: они должны были обратиться с уведомлением, по крайней мере, за одну неделю и составить для банковских служащих план того, как они собирались использовать свои средства. «Яркая цветная марка, — отмечал представитель нью-йоркского центра социальной помощи Хартли-хаус, — становится всего лишь символом более эффективного расходования семейного дохода». Иногда в рекламных листовках содержались прямые инструкции: «Сберегаем на отдых, покупку нового платья, угля и дома».

Очевидно, что все эти мероприятия не подразумевали накопления процентов, Пенни-сберегательный банк их не платил; и его учредители вскоре поняли, что, несмотря на их первоначальные ожидания, большинство вкладов не будет переведено на обычные сберегательные счета, где начисляются проценты. Вместо этого целью было моральное сохранение денег бедняков. Сотрудники благотворительных организаций были не просто хранителями, они становились символическими владельцами этих небольших вкладов, поскольку, как только мелочь обменивалась на марки, появлялась новая денежная единица, имевшая ограниченное хождение и контролировавшаяся руководством фонда.

В положениях о работе Пенни-сберегательного фонда было закреплено, что вкладчики не могут обращаться с пенни-марками так же свободно, как с обычными центами: карточки с марками нельзя было передавать другому лицу, и ни в одном отделении, где продавались сберегательные марки, не разрешалось продавать не наклеенные марки, «чтобы их не использовали для обмена». Если деньги из Пенни- сберегательного фонда или деньги, собранные другими благотворительными сберегательными фондами, становились особыми денежными единицами бедняков, то все усилия, прилагавшиеся для переориентации практик целевого перераспределения, уходили впустую. В показательной истории женщина, забравшая из сберегательного фонда свои деньги, чтобы купить одежду и уголь, со слезами на глазах говорит сборщице: «О, мадам, я чувствую себя так, словно вы преподнесли мне их в подарок».


Показать ещё

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля