Добавлено в закладки: 0
То, что Джон Дэвис назвал «дарами рынка», включая дарение денег, по-прежнему существует. Согласно исследованию, проведенному «Американ экспресс», более 54 млрд. долл. ежегодно тратится американцами на денежные подарки, в том числе наличные деньги, чеки и подарочные сертификаты. Открытки с деньгами выпускаются почти для любого случая, включая День Святого Валентина. А подарочные сертификаты продаются не только универмагами, но и самыми разными предприятиями, включая рестораны, салоны красоты и телефонные компании. В 1987 г. «Американ экспресс» успешно запустила программу по выпуску «подарочного чека» «в элегантном золотом конверте с особой открыткой для подписи дарителя» как новой подарочной денежной единицы, «более индивидуальной, чем обычный чек». А «Тиффани» рекламирует специальные «деньги Тиффани» — подарочные монеты достоинством от двадцати пяти до тысячи долларов —как рождественские подарки, обмениваемые на товары. Между тем, счета Рождественского клуба, которые, казалось бы, зачахли несколько лет назад, получают второе рождение.
Люди по-прежнему серьезно относятся к проведению различий между подарочными деньгами и другими трансфертами. Издание «Этикета Эмили Пост» 1992 г. дает множество советов: от того, когда и как делать денежные подарки, до особых формул для выражения признательности за полученный денежный подарок; содержатся даже советы о том, как со вкусом преподнести чек, подаренный на свадьбу. В руководстве Пост даны детальные инструкции по персонализации денег: «Когда подарком является сумма денег, — советует Пост, — получатель должен сказать, как он ее потратит. “Ваш чек на пятьдесят долларов пойдет в ‘фонд наших сбережений на покупку дивана’, и мы не можем передать Вам, как рады мы были его получить”». Если пара не может сказать сразу, как она распорядится деньгами, следует хотя бы приблизительно сообщить, на что будут потрачены деньги, «например они помогут в меблировке вашей квартиры, пополнят ваши сбережения или что-нибудь в этом роде». Или взять, например, постоянную озабоченность тем, как скрыть «ценники» денежных подарков. В ранних изданиях книги Эмили Пост утверждалось, что показывать чеки от свадебных подарков и называть их стоимость — дурной тон. Однако в 1950-е гг. новый специальный раздел, посвященный «демонстрации чеков», разрешил показывать чеки от свадебных подарков, если сумма не разглашалась. Давались и точные инструкции: чеки следовало разложить на ровной поверхности, один за другим, причем так, чтобы были видны только подписи. Суммы чека закрывались полоской непрозрачной бумаги, а затем все это накрывалось сверху стеклом. Стекло, говорилось в руководстве, должно было быть достаточно большим, чтобы накрыть все целиком и «помешать любопытствующим поднять его».