Ограничения на использование подарочных денег

Добавлено в закладки: 0

Ограничения на использование подарочных денег не были всего лишь свидетельством утонченности высших слоев общества. SPUG, которое к 1913 г. было переименовано в «Общество по развитию культуры полезных подарков» [Society for the Promotion of Useful Giving], гордилось тем, что деньги, тратившиеся работавшими женщинами на подарки своему начальству в качестве своего рода взяток, были перенаправлены на «достойные подарки». Многие молодые женщины тратили свои сбережения на «небольшие подарки семьям, которые были беднее их самих». Письма иммигрантов на родину ясно показывают, что они также всерьез были озабочены тем, как использовались подаренные ими деньги: обычно дарители говорили родителям, братьям и сестрам, женам и детям, как им следует потратить свои подарочные денежные трансферты — на костюм, платье или на празднование Рождества. Конечно, получатели иногда не следовали их указаниям, но, по крайней мере, по имеющимся данным, получатель чувствовал, что он обязан отчитаться, как и почему деньги были потрачены на иные цели. «Ты писал нам, дорогой сын, — отвечали в январе 1902 г. родители одного польского иммигранта, — чтобы мы купили [на десять рублей, которые он им послал] самую красивую рождественскую елку. и весело провели праздники». Но вместо этого деньги были потрачены на то, чтобы рассчитаться с плотником (восемь рублей), один рубль пошел на мессу, а на оставшееся они «подготовились к празднованию Рождества».

Ограничения на расходование подарочных денег действовали не просто по мановению волшебной палочки. На карту были поставлены длительные близкие отношения дарителя и получателя. Как ясно видно из переписки польских иммигрантов, денежные переводы были способом «напоминания» о семейных узах и их поддержания. Потратить подаренные деньги иначе, чем желал даритель, в каком-то смысле означало оскорбить его чувства и сами отношения между дарителем и получателем.

Таким образом, люди были всерьез озабочены проведением различий между подарочными и обычными деньгами; делалось это путем украшения, разделения и ограничения использования денежных единиц, изобретения новых денег. На практике использовалось также множество иных способов: например, обозначение определенных сумм как подарочных (так, число восемнадцать считалось у евреев числом дара жизни, вследствие чего подарок за восемнадцать долларов становился особым, гораздо более значимым, нежели подарок за девятнадцать или двадцать долларов).

Важно было маркировать стандартизованные денежные единицы каким-то недвусмысленным способом, благодаря чему платежное средство, использовавшееся в других безличных трансфертах, можно было бы преподнести как сентиментальный подарок, выказать особое внимание к другому человеку и взаимоотношениям с ним. Это было особенно трудно в случае близких, взаимных и долгосрочных отношений, поэтому людям приходилось прилагать немало усилий, чтобы обратить внимание прежде всего на эмоциональную, а не инструментальную ценность их денежного подарка — за исключением, конечно, определенных ритуальных подарков (на свадьбу или по случаю крещения), где денежный подарок родственников или близких друзей был социально признан в качестве приемлемого трансферта. Кроме того, с изобретением подарочных сертификатов и денежных переводов денежные подарки распространились на менее близкие или менее равные, но все же приятельские отношения. Проблема заключалась в том, чтобы показать свое сердечное отношение, не сделав при этом слишком интимного подарка или такого, который можно было бы счесть выплатой, заслуженным правом или подачкой.

В более обезличенных, неравных, хотя иногда и весьма теплых отношениях между работодателем и работником, клиентом и обслуживающим персоналом дарение денег создавало дополнительные трудности; оно граничило с благотворительностью, тем самым потенциально скорее унижая, чем радуя того, кто их получал. В результате, в то время как проблема денег между близкими разрешалась путем их персонализации, двусмысленность денежных подарков между более отдаленными друг от друга и неравными сторонами урегулировалась стандартизацией трансфертов — от чаевых до платы за обслуживание, от премии до жалованья. Подарки были еще более стандартизованными в совершенно безличных отношениях между бизнесом и потребителями — как в случае популярных на рубеже веков купонов и премий, предлагавшихся множеством компаний для продвижения своих товаров.

Поразительное многообразие денежных подарков опровергает стандартные оценки воздействия коммерциализации и рационализации на социальную жизнь: обмен подарками, как предполагалось, должен был быть раздавлен реалистическим инструментализмом современного мира — а вовсе не цвести и всячески развиваться. Безусловно, аналитики и критики не во всем ошибались; в конце концов, мы только что описали основательную коммерциализацию подарочной экономики. И, конечно, бизнес и реклама изобретали свои собственные, выгодные им уловки, чтобы сделать деньги допустимым подарком. Однако традиционное предположение о том, что монета- ризация лишит социальную жизнь ее смысла, выхолостит социальные отношения и сведет на нет обмен подарками, оказалось ошибочным. На самом деле люди выделяли спектр денежных форм для того, чтобы проводить различия среди поразительного множества наполненных особым смыслом социальных отношений.

http://biznes-prost.ru


Показать ещё

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля