Добавлено в закладки: 0
Строгость подарочного кода отражала щепетильность людей в проведении различий между ухаживанием, браком и проституцией. Неправильный подарок, предостерегала Эмили Пост, ставит невесту «в один ряд с женщинами другого сорта». Неопределенность отношений сохранялась до тех пор, пока пара не вступала в брак. Именно поэтому подарки, преподносимые во время ухаживания, должны были выражать любовь и восхищение и ни в коем случае не наводить на мысли о платеже или содержании.
Ситуация в корне менялась, когда невеста становилась женой; подарки мужа и его деньги превращались в домашние трансферты, уже не столь неопределенные, но также подчинявшиеся своим особым правилам и ожиданиям. Руководства по этикету напоминали невестам о разнице между трансфертами в браке и в процессе ухаживания: «пока не сказаны решающие слова, делающие пару одним целым», писал один специалист по этикету, невеста «не может иметь никаких притязаний на кошелек своего будущего мужа». Однако по мере приближения к браку невесте рекомендовалось начинать относиться к деньгам будущего мужа с подобающей жене заботой и мягко пресекать, как выразилась Пост, всякие «очаровательные, но расточительные траты». Если только жених не очень богат, отмечалось в «Культуре и хороших манерах» Этель Кушинг, «молодой девушке стоит задуматься о том, чтобы [ее жених] сэкономил деньги на дом и его меблировку».
Чем глубже проникали деньги в процесс ухаживания, тем более непростой становилась проблема подарков между мужчинами и женщинами. На рубеже веков новые формы ухаживания среди среднего и рабочего класса (например, приглашение на свидание и ужин) были связаны с покупкой товаров и услуг в изменившемся социальном мире потребления и коммерциализированного досуга. Бет Бейли рассказывает о том, как за ней ухаживали: «Поскольку «выход куда-нибудь» заменил прежнюю систему «нанесения визита» девушке и ее домашним у нее дома или «сопровождение ее куда-либо», «деньги — мужские деньги — стали основой системы свиданий и, таким образом, ухаживания». Каким образом деньги на ухаживание отличались от платежных средств, используемых в проституции или домашних платежах? В действительности, как сообщала Бет Бейли, многие молодые люди считали свидание формой «не слишком разборчивой покупки» дружеских отношений с девушками.
Даже если молодые люди оплачивали обед с девушкой или дорогой букет на корсаж ее платья, они не предлагали своим спутницам деньги впрямую. Действительно, в сфере ухаживания американцы никогда не переходили определенную грань и не позволяли, чтобы мужчина делал денежный подарок женщине, с которой он не был в браке и не имел сексуальной связи. Заметим, что популярные денежные «знаки любви», распространившиеся в начале века, не могли считаться подарком, пока монета не выходила из обращения, не была стертой или на нее не было нанесено какое-нибудь сентиментальное послание. Итак, бордели создавали особые денежные единицы (например, медяки, которыми расплачивались с проститутками), а влюбленные пары изобретали романтичные символы, не обладающие никакой меновой стоимостью и использовавшиеся в качестве подарков.
Разумеется, существовали и допустимые виды денежных трансфертов женщинам от мужчин, которые не состояли с ними в браке или не ухаживали за ними, — например, благотворительные пожертвования или жалованье. Но даже чаевые, полученные от мужчины, вызывали подозрения: считалось, что они подталкивают женщин к проституции. Например, в 1912 г. чикагская Ассоциация в защиту молодежи заявила, что чаевые — это «порочная» система, побуждающая брать деньги молодых девушек, «которые и не подумали бы взять их у мужчины», тем самым устанавливая «отношения покровительства и подчинения, которые легко могут стать началом непристойных ухаживаний».
Бизнес руководства для начала.