Добавлено в закладки: 0
Именно поэтому отказ от чаевых был столь ярким символическим утверждением своей независимости и достоинства — оскорблявшим тех, кто давал чаевые как милостыню, и восхищавшим тех, кто считал чаевые унижением. Так, в 1918 г. молодой иммигрант работал посыльным в компании «Уонамейкер». Его сестра рассказала, как однажды он доставил пакет за девяносто восемь центов. Заказчица дала ему доллар и сказала, чтобы мелочь он оставил себе. На что он ответил (вероятно, несколько раздраженно), что он не берет «чаевых» и протянул ей два цента. Она смерила его взглядом и захлопнула дверь. Он положил два цента на порог и ушел». Через два дня его уволили.
Конечно, не только дающий, но и получатель считал чаевые подарком или милостыней, вознаграждением или взяткой. Молодой иммигрант из Японии, работавший стюардом на паровой яхте, вспоминал, что он «с благодарностью принял» чаевые от «леди, которая дала мне деньги очень тепло и благожелательно», или от джентльмена, который дал ему доллар и сказал: «Жаль, что я не могу дать в десять раз больше; тем не менее, я хочу, чтобы вы взяли его у меня, и пусть он поможет вам получить образование». При этом хотя доллар был «большой ценностью», японец отказался от доллара «привередливой» леди, которая постоянно ругала его и обращалась с ним ужасно. Он бросил «купюру к ее ногам» и сказал: «Мадам, это взятка и подкуп. Мне достаточно платит хозяин яхты за то, чтобы я вас обслуживал,. мне не нужны чаевые» (рассказ был записан в начале 1900-х гг. корреспондентов журнала «The Independent» Гамильтоном Холтом среди прочих биографий).58
Тем не менее, наблюдатели, считавшие чаевые подарком, отрицали ассоциируемое с ними социальное неравенство отношений, спрашивая: «разве монета, данная официанту, более унизительна для него, чем конверт, украдкой передаваемый пастору шафером» или «. вознаграждение врачу от благодарных пациентов после того, как они оплатили счета? » Однако преподнести чаевые как подарок в большинстве случаев оказывалось невыполнимой задачей. Данный трансферт указывал на неравенство и безличный характер обмена; слишком уж он напоминал оплату. Характерно, что в 1917 г. апелляционный отдел Верховного суда штата Нью-Йорк постановил, что чаевые — это не подарок, а «плата за достойное обслуживание. [Они] — часть заработка служащего». Апелляционная жалоба поступила от «Рочестер таксикэб компани», желавшей оспорить выплату компенсации, которая была сделана в 1916 г. в соответствии с «Актом о компенсации рабочим» родителям одного из погибших таксистов. Вопрос заключался в том, следовало ли Промышленной комиссии штата прибавить чаевые к заработной плате при расчете размера компенсации; недельный заработок таксиста составлял двенадцать долларов, а его чаевые — в среднем пять долларов десять центов в неделю. Апелляционный суд утверждал, что чаевые во многом походили на другие законные компенсационные выгоды, предоставлявшиеся работодателем, — например, оплату питания, жилья или аренды. Кроме того, отмечал суд, чаевые были «настолько привычными, а их размер — постоянным», что «человек, оказывавший услугу, считал получение чаевых своим правом, а не каким-то особым одолжением». «Особо крупные» чаевые можно было воспринимать с благодарностью, но «обычные чаевые» считались «фактически обязательной выплатой».60 Суд единогласно подтвердил справедливость выплаты компенсации.
В редакционной статье журнала « Virginia Law Register» были выдвинуты возражения против решения суда: заявлялось, что пока получатель не требовал чаевых, их можно было считать «законным заработком не больше, чем выпивку, которой обычно угощают в баре». Однако чаевые все глубже проникали в сферу платежей, устанавливались фиксированные проценты или тарифы чаевых, и, что самое поразительное, они подлежали налогообложению.
Итак, когда дело касалось денежных подарков между работодателями и работниками или клиентами и обслуживающим персоналом, персонализация денег срабатывала не очень хорошо. Когда дающий не был близким знакомым получателя и находился с ним на разных ступенях иерархии, трансферт походил на милостыню. Хотя дающие пытались называть эти деньги подарком, получатели все чаще настаивали на том, чтобы определить премии или чаевые как заслуженное вознаграждение или оплату услуг.
Деньги и ухаживание Что происходило, когда при помощи денег хотели установить близкие отношения — как в случае с подарками, которыми обмениваются между собой мужчины и женщины в процессе ухаживания? В отличие от премий и чаевых эти подарки связывали людей, устанавливавших эмоциональные и, возможно, сексуальные связи. Очень важно было четко отделить отношения ухаживания от обычной сугубо платонической дружбы, брака и проституции. В начале XX в., по мере того, как новые ритуалы свиданий у молодежи изменяли процесс ухаживания, проводить такие различия становилось все труднее. Более того, мужчины и женщины часто совершенно по-разному воспринимали свои отношения и уместное в них поведение. Поэтому подарки в процессе ухаживания оказывались трансфертами крайне деликатного свойства.