Добавлено в закладки: 0
Каким образом происходило выделение денег женам и отделение их от других домашних денег? Американские женщины — даже те, чьи мужья могли себе это позволить, — никогда не заявляли о своих законных притязаниях на часть домашних денег. В 1935 г. журнал «Law Review» писал, что, пока супруги жили вместе, «право жены на материальное обеспечение не являлось правом на какую-то определенную вещь или какую-то определенную сумму. То, сколько она получит (много или мало), не является вопросом ее законного права, принимать решение об этом — дело мужа». Идея семейной зарплаты — жалованья, достаточного для обеспечения мужчины-кормильца и зависящей от него семьи — еще более увеличила зависимость женщины от заработка ее мужа. В итоге распределение домашних денег основывалось на неофициальных правилах и неформальных переговорах. На рубеже столетий замужние женщины, большинство из которых зависели от заработка или иных доходов мужа, получали деньги через разнообразные трансферты.
Жены, принадлежавшие к высшему или среднему классу, получали от своих мужей нерегулярную помощь или, реже, постоянное содержание на домашние расходы, в том числе покупку хозяйственных товаров и одежды. Иногда женщины имели дело с совершенно «невидимыми» долларами, делая свои расходы в кредит и практически не имея дела с наличными. С другой стороны, в рабочем классе заработок мужа передавался жене: предполагалось, что они должны распоряжаться семейными деньгами, распределять их. Однако даже здесь эти официально выделенные жене деньги расходовались под присмотром мужа, в конечном счете, принадлежали ему и контролировались им. Иногда мужья открыто брали все денежные дела в свои руки. В 1905 г. в письме в колонку советов журнала «Woman’s Ноте Companion» тридцатилетняя женщина жаловалась, что ее муж Джон, «хотя и до известной степени либерал, но держит кошелек при себе, покупает продукты, предпочитает сам покупать одежду, обувь, перчатки. и не понимает, зачем мне могут быть нужны деньги, если он покупает все, что мне захочется». Даже если женщине удавалось сэкономить часть того, что было ей выдано на ведение домашнего хозяйства, по закону считалось, что эти деньги все равно принадлежат ее мужу. Например, в 1914 г. Чарльз Монтгомери подал судебный иск против своей жене Эммы на 618 долларов и 12 центов, которые она сэкономила на домашних расходах за двадцать пять лет существования их брака. Судья Верховного суда Бруклина Блэкмен решил дело в пользу мужа, заявив, что «сколь бы экономной и разумной ни была жена, если деньги. изначально принадлежали мужу, то они по-прежнему остаются его собственностью, если не доказано, что деньги были подарены жене».
Таким образом, законные каналы получения дополнительной наличности женами сводились к различным техникам убеждения: просьбам, лести или открытому попрошайничеству. Важно было в совершенстве овладеть искусством выпрашивания денег. Женщинам объясняли, что «просить что-либо у усталого и голодного мужчины — лишь попусту сотрясать воздух». Но женщина, которая «знает, как поступать», «надевает свое лучшее платье и готовит мужчине любимое блюдо, когда ей чего-то хочется». Иногда срабатывал только сексуальный шантаж. Мать двоих детей, муж которой зарабатывал двести пятьдесят долларов в месяц, но давал ей лишь семьдесят пять долларов на домашние расходы, делилась секретом своей «скорой победы» с журналом «Good Housekeepingк «Прошлым летом я поняла, что не смогу прожить еще один год со всеми этими постоянными денежными проблемами. Вечером в понедельник я приготовила прекрасный ужин, а после сказала своему мужу. что, если он не будет давать мне сто семьдесят пять долларов в месяц, я никогда больше не позволю ему даже поцеловать меня. Днем я перетащила всю свою одежду. из нашей комнаты в другую». После недели, проведенной в одиночестве, он сдался.
Если такие техники убеждения не срабатывали, приходилось прибегать к всевозможным тайным финансовым стратегиям — от обшаривания карманов до подделки счетов. В 1890 г. журнал «Forum» с возмущением писал об «обмане, мошенничестве и лицемерии, которое пышным цветом расцвело на почве управления семейными финансами». Чтобы получить «несколько долларов, которые они могли бы считать своими собственными», женщины регулярно занимались домашним жульничеством: например, одни «просят модисток выписать им счет на сорок долларов вместо тридцати, чтобы оставить десятку себе. [Другие] портят зрение идо изнеможения зарабатывают шитьем, которое они берут на заказ без ведома мужа; а. жены фермеров тайком вывозят в город яблоки и яйца на продажу. » В исследовании Эльзы Герцфельд, посвященном семьям из многоквартирных домов на Вест-Сайде в Нью-Йорке начала 1900-х гг., жены раскрывают некоторые свои уловки. Одна женщина рассказала, что муж «отхлестал бы ее», узнай он о ее работе, так что она устроила «тайник» под матрацем. Другая жена «подрабатывала прислугой» и на эти деньги сама покупала себе платья для «вечеринок». А женщины-иммигрантки, желая выделить какие-то деньги на помощь своим родителям, хранили письма и квитанции о денежных переводах вне дома, втайне от своих мужей20. Некоторые методы были весьма рискованными: в 1905 г. в городе Буффало миссис Шульц доставила своего мужа Джосефа Шульца в полицейский участок. Как выяснилось, мистер Шульц, желая прекратить ночные вылазки жены за мелочью, остававшейся в карманах его брюк, поставил в кармане маленькую мышеловку. В два часа ночи мышеловка сработала, а на следующее утро муж предстал перед судом. Нью- йоркский юридический журнал «Bench and Ваг» с некоторым удовлетворением отмечал по этому поводу, что судья отклонил иск жены и подтвердил право мужей устанавливать мышеловки в целях защиты своих мелких карманных денег. В другом случае, сорокалетняя Тереза Марабелла была приговорена к четырем месяцам заключения с отбыванием наказания в окружной тюрьме за кражу десяти долларов из брюк своего мужа Франка Марабеллы, чернорабочего из Беллпорта, штат Нью-Йорк. Деньги она потратила на поездку в Нью-Йорк.
Но «крали» доллары не только жены бедняков. Некоторые авторы убеждены, что «денежные скелеты в шкафах некоторых номинально богатых женщин могут быть не менее ужасными, чем те, что прячутся в шкафах бедных». В то время как жены бедняков шарили по карманам своих мужей в поисках хоть какой-то мелочи, богатая жена, не имевшая наличных денег, прибегала к различным методам обмана. Миссис Грэй, прожившая со своим мужем двадцать лет и уже воспитывавшая внуков, не имела денег, которые «она могла бы назвать своими собственными». Ей пришлось «разработать систематическую политику обмана и мошенничества в отношениях со своим мужем. Когда ей хотелось получить немного денег, чтобы помочь купить кухонную плиту бедной семье, лекарство — больному или заплатить за квартиру нуждающемуся, она говорила своему мужу, что закончилась мука или осталось мало сахара, — и получала необходимую сумму». Таким образом эта «истовая прихожанка», которая никогда намеренно не лжет, парадоксальным образом «обманывает и вводит в заблуждение» мужчину, которого «она торжественно поклялась любить и почитать».
Были и другие способы, как «перехитрить хозяина кошелька». Женщины договаривались с портнихами, модистками и хозяевами магазинов о том, чтобы те вносили в счет дополнительные статьи, — тогда после оплаты счета «жена богатого мужчины получала свою долю и обзаводилась несколькими долларами». Портниха, перебравшаяся в Нью- Йорк из Парижа, жаловалась, что американские леди «берут готовые платья, надевают их всегоодин раз и потом возвращают. они получают пятьдесят или сто долларов наличными, при этом вписывают их в счет как платье или шляпку и таким образом обманывают своих мужей».