Добавлено в закладки: 0
Борьба за кошелек была не просто театральной забавой. Начиная с конца XIX в. она разыгрывалась за закрытыми ставнями американских домов, страсти накалялись, упорство не ослабевало, озадаченность росла. Разногласия постепенно выходили на публику. Домашняя «финансовая проблема» стала одной из главных тем журналов и газет, колких писем в редакцию и колонок с советами, предметом собраний в женских клубах и даже проповедей. По наблюдению одного автора, в 1928 г. «большая часть ссор между мужьями и женами начиналась с упоминания о деньгах, а не из-за певичек, белокурых официанток, напомаженных танцоров [или] попутчиков»2. Борьба за домашние финансы зачастую оканчивалась судом! В период с 1880 по 1920 г. ссоры из-за денег все чаще становились основанием для развода как у богатых, так и у бедных пар. Домашние деньги вызывали юридические споры, даже когда брак был прочным. Обладает ли жена правом на содержание? Если она сэкономила деньги на ведении хозяйства, то становились ли эти деньги ее собственными? Считать ли жену вором, если она «стащила» деньги у мужа из брюк? Могла ли жена открывать кредит в магазине на имя своего мужа? Существовала также проблема женских заработков. В каком случае с юридической точки зрения доллар, заработанный женщиной, считался ее собственным? Медленно, но верно, судебные решения переворачивали максиму обычного права, согласно которой заработок жены принадлежал ее мужу.
Почему домашние деньги вызвали столь серьезные дискуссии именно на рубеже столетий? Разумеется, конфликты из-за денег между членами семьи случались и раньше. Например, в своем исследовании, посвященном женщинам из рабочего класса, историк Кристин Стэнселл рассказывает об одном — хотя и исключительном — случае, произошедшем в 1811 г., когда муж насмерть избил свою гражданскую жену за то, что она взяла у него из кармана четыре шиллинга. Однако подобные конфликты оставались частным делом, редко становясь проблемой, вызывавшей всеобщую озабоченность и находившей отражение в публичном дискурсе. Существовало определенное согласие в вопросе о том, как правильно распоряжаться семейным доходом, менявшееся от класса к классу. В семьях среднего и высшего классов денежные вопросы чаще всего считались делом мужа. В 1841 г. знаменитом «Трактате о домашней экономике» эксперт по вопросам домашнего хозяйства Кэтрин Бичер отмечала, что семейные расходы, особенно в семьях бизнесменов, «гораздо чаще контролировались мужчиной, чем женщиной». Аналогично в своем исследовании семейной жизни в округе Онеида (штат Нью-Йорк) в начале XIX в. историк Мэри П. Райан делает вывод о том, что за денежные вопросы отвечали мужчины. В конце концов, распространенный в XIX в. «культ домашнего очага» сделал домашнюю жизнь альтернативой господству рынка: хранительница этого очага, «настоящая» викторианская женщина, должна разбираться в чувствах, а не в финансах. Жена могла распоряжаться расходами на домашнее хозяйство, но «серьезные деньги» принадлежали мужчине. В то время как в домохозяйствах рабочего класса именно жены распоряжались ограниченными и зачастую нестабильными доходами, становясь семейными «казначеями». Мужья и дети отдавали свои заработки женам и матерям, которые, как считалось, должны были уметь управляться с общим семейным доходом, в том числе и деньгами, заработанными ими самими. Что и говорить, большая часть этих денег уходила на расходы по ведению домашнего хозяйства.
Однако на рубеже столетий консенсус начал разрушаться. Поскольку одновременно с ростом количества и привлекательности потребительских товаров выросли и дискреционные доходы американских домохозяйств, правильное распределение и размещение семейного дохода стало неоднозначной и требующей неотложного решения проблемой. Вопрос о том, как правильно потратить деньги, стал не менее важным, чем вопрос о том, как их заработать. На страницах учебников и журналов, в университетских аудиториях специалисты по домашней экономике пропагандировали принципы фамотного потребления, упорно настаивая на том, что «значение имеет не то, каков размер зарплаты, а то, во что эти доллары действительно вкладываются и что они привносят в жизнь рабочего».
В своих домах семьи усиленно работали над целевым распределением своих денег. Они покупали рекомендованные специалистами книги по ведению бухгалтерии и составлению бюджета, чтобы аккуратно записывать свои расходы, или же изобретали новые методы дифференциации множественных домашних денег. Возьмем, например, систему миссис М., о которой она рассказала журналу «Woman’s Ноте Companion» в начале 1920-х гг.: «Я взяла восемь небольших жестянок одного размера и наклеила на них бумажки, на которых крупными буквами было написано: “бакалея”, “расходы на проезд”, “газ”, “прачечная”, “арендная плата”, “церковь”, “сбережения”, “непредвиденные расходы”. Сейчас мы называем эти банки бакалейной банкой, банкой на проезд и т. д. » Чтобы физически разделить эти деньги, другие семьи пользовались кувшинами, фарфоровой посудой, конвертами или коробками, некоторые прятали их в чулках или под матрацами и половицами. Методы целевого распределения бывали весьма оригинальными: например, отец откладывал все монеты в двадцать пять центов, выпущенные в год рождения своего ребенка, на его образование, а одна покупательница, любившая поторговаться, откладывала деньги, которые ей удавалось сэкономить на разнице между первоначальной ценой и ценой покупки. Сходным образом иммигранты неизменно выделяли часть из своих заработанных тяжелым трудом денег для отправки родственникам, оставшимся в деревне.