Агентский договор на УСН

Добавлено в закладки: 0

Агентские договоры распространены широко в хозяйственной практике. Они зачастую используются при оказании транспортных услуг, в рекламном бизнесе и международной торговли. Как вычислить налоги одной из сторон данного договора — агенту, который применяет упрощенную систему налогообложения?

Договору агентирования посвящается глава 52 Гражданского кодекса РФ. По агентскому договору принципал (одна сторона) поручает агенту (другой стороне) выполнять за вознаграждение значимые юридически или другие действия. Агент может выполнить поручение или от своего имени, или от имени принципала. В обоих случаях агент рассчитывается при помощи денежных средств принципала. Агент, который от своего имени действует, приобретает обязанности и права, которые вытекают из договора, который заключен с третьим лицом.

Принципал оплачивает агенту вознаграждение, размер которого предусматривает договор. Когда агент берет на себя обязанность реализовать продукцию, величину вознаграждения можно рассчитать в процентах по отношению к объему продаж. При этом основой расчета может стать как суммарный объем продаж, так и объем продаж, по которым уже поступила оплата .

Предположим, агент приобретает для принципала имущество заказывает услуги по его поручению. В таком случае вознаграждение выражают в процентах от стоимости заказываемых услуг или приобретаемого имущества. Оплату вознаграждения можно обусловить фактом выполнения поручения и установить в фиксированной сумме.

Агент должен предоставлять принципалу отчеты о выполнении поручения и прилагать к ним документы, которые подтверждают расходы, которые произведены за счет принципала. Принципал имеет право предоставить собственные возражения по отчету в тридцатидневный срок.

Зависимо от условий агентского договора вознаграждение или уплачивается агенту принципалом после того, как был утвержден отчет, или удерживается агентом из сумм, которые причитаются принципалу. Последнее возможно, когда агент действует от собственного имени (по модели договора комиссии в согласии со статьей 997 Гражданского Кодекса РФ). Это объясняется тем, что правила, которые предусмотрены для договоров комиссии, распространяются на отношения, которые вытекают из агентских договоров (статья 1011 Гражданского Кодекса РФ). Но только при условии, что данные правила не противоречат положениям Гражданского кодекса об агентском договоре или существу этого договора.

Обычно агентские договоры заключаются для передачи специализированной организации, котоаря является непрофильной для компании деятельности. Зачастую этим агентом выступает малое предприятие, что оправдывает полностью использование им «упрощенки». Во-первых, это ощутимая экономическая выгода: кроме прочих налоговых преимуществ организации, перешедшие на «упрощенку», не уплачивают НДС. К примеру, в данной ситуации, небольшое рекламное агентство, конкурируя с крупными фирмами, может в своей норме прибыли предусмотреть добавочные 18 процентов или пойти на существенные уступки заказчику, когда заключается важный контракт. Во-вторых, это уменьшение трудозатрат на ведение бухгалтерского учета. И наконец, третьим преимуществом является зависимость: чем меньше предприятие уплачивает налогов и меньше сдает отчетных форм, тем меньше вероятности ошибки, влекущей за собой налоговые санкции.

Рассмотрим более детально особенности налогообложения агента, который применяет УСН.

К примеру, агент по договору обязуется оформить в интересах принципала контракт на организацию рекламной кампании и проводить дела принципала, которые связаны с данным поручением. В качестве объекта налогообложения агент имеет право выбрать или доходы, или доходы, которые уменьшены на величину расходов. В статье 346.15 Налогового кодекса указано, что налогоплательщик, который применяет «упрощенку», при определении доходов обязан руководствоваться положениями статей 250 и 249 Налоговго Кодекса РФ. Доходы, которые указаны в статье 251 Кодекса, не учитываются для целей налогообложения. Поэтому финансовые средства, которые поступили агенту ввиду исполнения его обязательств по агентскому договору, к примеру для оплаты расходов по изготовлению рекламной продукции, не включаются в базу по единому налогу.

Значит, налогооблагаемый доход агента-«упрощенца» является его вознаграждением. Налогоплательщики, которые применяют «упрощенку», применяют кассовый метод определения доходов. Обычно агент, который заключает за счет принципала контракт, удерживает сумму вознаграждения из финансовых средств, которые получены на выполнение контракта. Поэтому для целей налогообложения вознаграждение признается доходом у налогоплательщика-агента в момент перечисления принципалом денежных средств.

В агентском договоре можно предусмотреть, что агент оплачивает рекламную кампанию собственными средствами, а потом выставляет счет принципалу на возмещение расходов. В таком случае доход агента признается также в момент перечисления вознаграждения. Сумму вознаграждения можно включить в состав суммы возмещения, которая перечисляется принципалом.

Момент принятия принципалом отчета не имеет особенного значения, так как агент-«упрощенец» признает кассовым методом доходы.

Кассовый метод используется «упрощенцами» и когда учитываются расходы (пункт 2 статьи 346.17 Налового Кодекса РФ). Это положение является актуальным лишь для налогоплательщиков, которые выбрали доходы минус расходы объектом налогообложения. Агент-«упрощенец» при определении налоговой базы по единому налогу обязан учитывать характер расходов, производимых им.

Агент из примера 1 для целей рекламной кампании формирует бюджет расходов, которые связаны с исполнением поручения. Он может проводить расходы за свой счет, выставляя периодически принципалу счета на возмещение расходов или за счет принципала, принимая участие в расчетах между ним и действительным исполнителем работ. Но при расчете единого налога, который уплачивается «упрощенцем», данные суммы не включаются в расходы.

Список расходов, которые при налогообложении учитываются, приводится в статье 346.16 Налогового Кодекса РФ. Эти расходы необходимо экономически обосновать и документально подтвердить. Таково требование пункта 1 статьи 252 Налогового Кодекса РФ.

Агентам, оказывающим рекламные услуги, необходимо обратить внимание на этот момент. В пункте 20 списка расходов предусматриваются затраты на рекламу приобретенных или произведенных товарных знаков и товаров. Очевидно, что идет речь о рекламе товаров, которые находятся в собственности налогоплательщика. Это значит, что агент не имеет права признавать расходы на рекламу товаров принципала составом расходов, которые учитываются при исчислении единого налога, когда договором предусматривается их возмещение.

Агентский договор на УСН – это договор, в согласии с которым одна сторона (агент) за вознаграждение обязуется совершать по поручению принципала (другой стороны) оформление УСН от собственного имени, однако за счет принципала или за счет и от имени принципала. Смежными договорами являются договор комиссии и договор поручения.


Показать ещё

Нет комментариев и отзывов для “Агентский договор на УСН”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля