Добавлено в закладки: 0
В целях развития инновационных подходов к обучению, в 2009 году Министерство образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию учредили Всероссийский конкурс среди мастеров производственного обучения.
Первый конкурс состоял из четырех этапов:
I. Теория. В каждом регионе проводился отбор участников из числа желающих педагогов. На этом этапе конкурсанты проходили тест на знание методов преподавания и теории педагогики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Помимо этого, требовалось презентовать творческие, научные и иные работы учеников, написанные под руководством преподавателя.
II. Практика. Этап включал в себя самоанализ урока по видеофрагменту.
III. «Визитная карточка». Конкурсанты демонстрировали собственный творческий потенциал.
IV. «Ты пришел…». Участникам мероприятия предлагалось решить проблемную ситуацию, в которую преподаватель мог попасть как во внеурочное, так и в рабочее время. В основном, тема заданий относилась к демонстрации умения грамотно решить возникающий конфликт между учителем и учеником.
Участники, успешно прошедшие региональный этап конкурса, приглашались на следующий этап, где от них требовалось соревноваться с мастерами профобразования всей страны. В настоящее время более распространены областные и региональные конкурсы. В законодательных актах отмечается, что мероприятие решает ряд задач, таких как:
- обмен опытом;
- выявление талантливых мастеров, их материальная и интеллектуальная поддержка;
- рост профессионализма преподавателей;
- распространение передового опыта в сфере начального и среднего профессионального образования.
Для участия в конкурсе потребуется заполнить некоторые документы, в числе которых представлен лист анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Общие сведения
Первый этап мероприятия проводится региональными администрациями с целью поощрения лучших представителей профессии. В связи с этим, каждый регион составляет собственный документ – анкета участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
В конкурсе имеют право участвовать лица, работающие по программам начального и среднего профессионального образования в должности «Мастер производственного обучения» без ограничений по возрасту и стажу.
Для участия в конкурсе одного желания недостаточно. Потребуется предоставить пакет документов:
- оформленная форма анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- рекомендация коллектива, заверенная подписью руководителя ПТУ или ССУЗа;
- эссе на тему «Я – педагог»;
- презентация инновационного метода ведения учебных часов;
- заявка на проведение открытого урока;
- фотография.
Стоит учесть, что пакет документов и регламент проведения областного конкурса может меняться от региона к региону и для более точного оформления заявки следует обратиться на сайт местного Министерства Образования. Кроме этого, этапы конкурсов, способ подачи документов и другие аспекты проведения мероприятия могут меняться в зависимости от года. К примеру, конкурс в Самарской области может проходить в три этапа, при этом в республике Коми мастеру производственного обучения предстоит выполнить 5 заданий. В 2019 году регламент может кардинально отличаться от процесса проведения мероприятия в 2018 году. Однако, во всех региональных законодательных актах сказано, что победитель регионального этапа конкурса отправляется представлять область, край или республику на Всероссийском соревновании. Каждый участник мероприятия получает соответствующий сертификат, а три призовых места награждаются соответствующими дипломами и денежными призами.
Как правильно составить?
Всероссийский конкурс мастеров может проводиться не ежегодно, в отличие от местных. Ранее было отмечено, что региональный этап конкурса проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами местной администрации. Требования к оформлению и содержание документации имеют незначительные различия. Однако, схема анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования содержат некоторые схожие данные.
К ним относят:
- ФИО участника.
- Фотография конкурсанта.
- Должность.
- Полное наименование организации.
- Образование конкурсанта.
- Стаж работы.
- Контактные данные (телефон, e-mail).
Кроме анкеты потребуется оформить согласие на обработку персональных данных. В заявлениях на участие, разработанных некоторыми регионами, этот пункт содержится в шаблоне документа. Бланк анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Бланк анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Как правильно заполнить?
Основные сведения о конкурсанте заполняются на основании паспорта и документов об образовании/повышении квалификации.
Остальная информация анкеты заполняется исходя из пожеланий участника. Четких требований к оформлению законодательством не предусмотрено. Заявку можно подать как в электронной форме, так и в письменной. В связи с этим анкету, оформленную от руки, лучше заполнять понятным и разборчивым почерком. Разрешается использовать печатные буквы.
Пример анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, помимо общих сведений, может содержать:
- Ученую степень. Указывается только при ее наличии.
- Семейное положение.
- Паспортные данные.
- Сведения о публикациях в СМИ или иных ресурсах.
- Блоки информации о профессиональной деятельности.
Если статья о методиках обучения, написанная участником конкурса, публиковалась в федеральных, региональных средствах массовой информации или специализированных изданиях, об этом следует сообщить и приложить ксерокопию материала приложением. Может также понадобиться презентация. Она прикладывается отдельно. В ней должен быть отражен стиль работы, а главное – отмечены результаты группы, которые были достигнуты в ходе внедрения инновационных методов обучения.
Информацию в презентации лучше подавать в измеримых показателях. К примеру, можно привести таблицу сравнения успеваемости учеников за два исследуемых периода: первый – до введения новой системы обучения, второй – после. В качестве дополнительных плюсов засчитывается информация о том, каким образом вводимая методика повлияла на посещаемость, вовлечение студентов в общественную деятельность и прочие показатели, которые можно измерить.
Некоторые вопросы анкеты заполняются в свободной форме: «Поделитесь формулой успеха. Какие конкретные педагогические технологии вы используете в своей деятельности?»
«Поделитесь секретом одного успешно проведенного внеклассного мероприятия: от замысла до конкретного результата, расскажите и проанализируйте как удачи, так и ошибки по ходу его реализации»
«Сегодня все говорят о необходимости внедрения компьютерной технологии в образовательный процесс. Что необходимо сделать для этого и что вы делаете?» и т.п. Не стоит относиться к заполнению анкеты невнимательно и спустя рукава, если желаете победить. Вопросы анкеты могут повлиять на решение конкурсной комиссии.
Образец анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
На что обратить внимание?
Как правило, информация о региональных этапах конкурса публикуется в разделе “Новости” на сайтах администраций. Зачастую, анонс и регламент высылают в каждое учебное заведение отдельно. Заявления на участие, анкеты и иные документы, необходимые для предоставления к присланному Приказу прилагаются. Получить их можно у руководства учебного заведения. В редких случаях директор не идет навстречу и назначает мастеров лично. В большинстве своем, мнение преподавателей учитывается и желающим оказывается вся необходимая поддержка. Если же вы столкнулись с отказом руководства, можно попробовать собрать пакет документов самостоятельно. По словам некоторых участников конкурса, в последние годы отборочный этап на титул “Мастер года” схож с чемпионатами мира, проводимыми международной некоммерческой организацией Worldskills. Большую часть соревнования могут отнимать задания с демонстрацией прикладных навыков, нежели выявление способностей к преподаванию.
При заполнении шаблона анкеты участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования следует обратить пристальное внимание на год Приказа и регион. Это необходимо для того, чтобы поданная заявка соответствовала требованиям законодательства и участника допустили к соревновательной части. В пункте о хобби желательно указать все интересующие сферы, даже если нерабочие интересы касаются абсолютно противоположных сфер деятельности. Если участник имеет научные звания, их также следует отразить в анкете. В связи с тем, что ежегодная форма документа может изменяться, скачать анкету участника всероссийского конкурса мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования лучше из регламента, присланного победителю регионального конкурса.
Анкеты для участия в местных и областных соревнованиях «Мастер года» можно раздобыть на сайтах администрации города, поселка, района, региона. Выбор постановления зависит лишь от того, на каком уровне конкурса вы решили поучаствовать.