Добавлено в закладки: 0
Государственная политика в сфере частного предпринимательства за последние годы стала намного благоприятней. Все чаще простые люди отказываются от работы «от звонка до звонка» и принимают решение открыть свое дело.
Но, чтобы поставить бизнес на поток, одного желания недостаточно. Первым шагом становится составление бизнес-плана, в котором будут прописаны цели, задачи и доходы вашего предприятия. Он потребуется вам в случае, если вы захотите взять кредит в банке или найти спонсоров
Но что такое бизнес-план? Как составить бизнес план для ИП? И для чего еще он потребуется? Разберем по пунктам в этой статье и более подробно по следующим ссылкам.
Что такое бизнес-план для ИП?
Бизнес-план — программа функционирования и развития вашего бизнеса, содержащая сведения о товаре, его производстве, каналах распространения, маркетинге. Бизнес-план для ИП демонстрирует рентабельность предприятия и его финансовую окупаемость. Если вы готовите бизнес-план для кредиторов или банка, необходимо делать упор на финансовые показатели и расчеты.
Составление бизнес-плана для ИП
Главное правило при составлении бизнес-плана для ИП – динамичность подачи материала и малые объемы – не более 10-20 страниц текста. В содержание плана входят:
- резюме (составляется в последнюю очередь);
- цели и задачи;
- продукт/услуга;
- анализ рынка(новизна вашей услуги, конкуренты);
- план производства (если таковой имеется);
- план маркетинга;
- управленческий персонал;
- источники и объём требующихся средств;
- общий финансовый план и оценка риска;
- детальный финансовый план.
Рассмотрим, что должно входить в каждый из этих пунктов.
Содержание разделов бизнес-плана
Резюме – это краткое описание бизнес-плана ИП. Раздел содержит цель создания проекта, обоснование финансовой поддержки, краткое описание бизнеса, его уникальность, финансовые выгоды инвесторов.
Анализ идеи. В этом разделе прописываются следующие пункты:
- организационные факторы (например, форма предприятия, наличие/ отсутствие помещений, оборудования, условие аренды/покупки и т.д.);
- технические факторы (производственные фонды, их состояние);
- финансовые факторы (содержит «плюсы» и «минусы» бизнеса);
- возможности и угрозы, т.е. не подконтрольные предпринимателю факторы, способные повлиять на показатели и результат производства: положительно (возможности) или отрицательно (угрозы).
Описание идеи. В данном разделе проводится анализ рынка, его размеров и прогнозы роста, а так же описание его сегментов. Главное место в этом разделе занимает оценка доли вашего продукта или услуги на этом рынке. Здесь же подробно излагается новизна и актуальность бизнес идеи.
План маркетинга. Необходимо прописать принципы ценообразования, сформулировать схему распространения товаров/услуг, методы стимулирования продаж.
Важно прописать свое место на рынке (маркетинговую расстановку – обеспечение конкурентоспособности продукции/услуг) и основные характеристики продукции, услуг в сравнении с конкурирующими организациями и предпринимателями. В план маркетинга так же входят следующие пункты:
- ценообразование (здесь ИП описывает, как он собирается устанавливать цену на свой товар);
- издержки производства. Здесь рассматриваются издержки, как постоянные, не зависящие от объема производства (плата за энергоносители, арендная плата за производственные и складские площади), так и переменные, которые напрямую зависят от количества выпускаемой продукции;
- стимулирование сбыта( ИП излагает каким образом он собирается искать и удерживать покупателей. Профессионалы советуют подробно описать рекламную компанию).
План производства. В этом разделе рассматривается краткая характеристика вашего бизнеса, производства. Обрисуйте расположение помещений, опишите производственное оборудование и материал, перечислите их основные источники поставки.
Управленческий персонал. Раздел предоставляет основную информацию об основном руководящем составе, системе его поощрений и вознаграждения, кратких выводах по планированию количества и состава персонала.
Источники и объем требуемых средств содержит примерны перечисление планируемых источников финансирования, а также обозначить сроки получения прибыли и возврата. Кроме того, можно уточнить форму, в которой Вы намерены выдавать выплаты.
Финансовый план, он же бюджет, состоит из следующих пунктов:
- прогноз объёмов продаж;
- оценка прибыли и убытков;
- анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально);
- годовую балансную ведомость.
Перед написанием бизнес-плана для инвесторов или банков важно провести расчёты рентабельности предприятия, его точек безубыточности и экономической эффективности, а, главное, окупаемость вашей идеи Чем выше будет окупаемость, тем больше шансов, что ваш бизнес-проект примут на рассмотрение. Но, не стоит указывать нереальные цифры, т.к. инвесторы могут проявить компетентность в данной области.
В свой документ вы можете включить таблицы этих расчётов. Профессионалы рекомендуют обратить внимание на следующие статьи расходов:
- выплата социальных отчислений за персонал;
- уплата налогов и сборов.
Бизнес-план в Microsoft Excel
В любом бизнес-плане должны присутствовать таблицы с финансовыми расчетами. Особенно это касается планов, которые ИП предоставляют для банков и кредиторов. Лучше всего составлять такие таблицы в Microsoft Excel, т.к. программа обладает множеством полезных функций, в том числе автозаполнения и расчета стоимости. В ваш документ могут входить следующие таблицы:
- основные средства;
- продажи;
- себестоимость;
- дивиденды и платежи;
- баланс;
- сотрудники и оплата труда;
- базовые показатели.
Как должен выглядеть хороший бизнес-план для ИП?
Образец бизнес-плана для индивидуального предпринимателя можно найти в Интернете.
Но бездумно скачивать готовый проект из сети не рекомендуется. Ваш план должен быть не только профессионально сформирован и грамотно оформлен. Он должен быть динамичным, интересным, продуманным.
Обычно, образцы бизнес-планов используют как основу для написания оригинального проекта. При этом при написании плана важно учитывать реалии современного рынка и конкурентной среды вашего региона.