Добавлено в закладки: 0
Оформление и передача документов в электронном виде становится все более активной, особенно в крупных компаниях. Поэтому удостоверение документов обычной подписью становится затруднительным. На помощь приходит электронная подпись, которую выдают специальные сертификационные центры, что делает услугу по разработке цифровой подписи очень востребованной, а значит, представляет определенные перспективы для бизнеса.
Электронная подпись: отличительные свойства
Значительная часть документооборота в современных крупных компаниях сегодня осуществляется в электронном виде, что требует применения новых технологий в аспекте удостоверения их подлинности. Облегчает эту задачу специальная электронная подпись, которую создают при помощи специальных компьютерных программ.
На видео: Квалифицированная электронная подпись
Деятельность по разработке электронных подписей высоко оплачивается и считается достаточно престижной. Но она отличается некоторыми особенностями, которые могут затруднить процесс открытия бизнеса.
Главными проблемами могут стать следующие:
- высокая затратность бизнеса: для осуществления разработки электронной подписи потребуется специальное дорогостоящее программное обеспечение. Так, закупка специализированного лицензионного оборудования обойдется в несколько тысяч рублей, регулярное обслуживание программного обеспечения также потребует затрат около 100 тысяч рублей практически ежемесячно. Такая же сумма каждый месяц потребуется на выплату заработной платы сотрудникам, а при использовании услуг аутсорсинга необходимо будет регулярно тратить еще около 20 тысяч рублей;
- необходимость лицензирования деятельности в Министерстве связи и массовых коммуникаций, а также ФСБ;
- ограниченный круг потенциальных клиентов.
Конкуренция в этой области бизнеса небольшая, поскольку сама услуга разработки электронной подписи сама по себе нова. Эта особенность позволяет занять выгодное место на рынке и привлечь максимальное количество клиентов. Важно уделить внимание составлению бизнес-плана, в котором должны быть предусмотрены все затраты, как стартовые, так и все регулярные расходы, а также, с учетом этих факторов, просчитан доход, который можно получить впоследствии, и рентабельность предприятия. На основании таких расчетов и полученных данных относительно особенностей работы конкурентов, разрабатывают ценовую политику компании.
На видео: Как получить электронную подпись
Важным будет выбор методов привлечения клиентов. Поскольку к услугам компаний по разработке электронных подписей прибегает весьма ограниченный круг потенциальных клиентов, важно сразу очертить целевую аудиторию и работать непосредственно в этом направлении. В связи с этим привычная наружная реклама может оказаться малоэффективной: более предпочтительными будут методы интернет-продвижения и адресная рассылка предложений непосредственно потенциальным клиентам.
Регистрация бизнеса по разработке электронной подписи
Для любого бизнеса существуют две основные возможности официально оформить свой бизнес – в качестве индивидуального предпринимательства и юридического лица. Несмотря на то, что отдельные компании принимают решение о регистрации ИП, для такого серьезного вида деятельности более предпочтительной будет форма ООО. Этот процесс не сложен, хотя в сравнении с более простой формой ИП требует подготовки большего количества документов и предъявляет более серьезные требования к учредителям бизнеса. В том числе невозможно оформить ООО без наличия уставного капитала, который должен составлять от 10 тысяч рублей. Заполняя заявление относительно оформления ООО, обязательно указать официальное название нового предприятия, а также его юридический адрес. В заявлении, помимо этого, предоставляют подробные персональные данные о каждом из учредителей и определяют специфику деятельности, указав коды деятельности создаваемой компании по классификатору ОКВЭД.
В случае с предоставлением услуг по разработке электронной подписи будет подходить наименование «Услуги в области информационных технологий». Для создания ООО, помимо заполнения заявления, нужно подготовить устав предприятия, решение о его создании, а при наличии сразу нескольких владельцев – договор о создании компании и протокол собрания его учредителей. Приложив копии паспортов и ИНН каждого из учредителей, подают заявление в отделение ФНС и ожидают выдачи соответствующих учредительных документов.
Если процесс открытия ООО для этого вида бизнеса стандартный и практически не отличается от процесса открытия любого другого предприятия, то лицензирование в специализированных органах заслуживает особенного внимания учредителя бизнеса. Первое, что обязательно нужно сделать для создания компании по разработке электронной подписи – пройти аккредитацию в Министерстве коммуникаций и связи. Для сертифицирования в этой структуре необходимо предоставление заявления по специальному образцу, документ о наличии договора страхования ответственности и образец договора с клиентом. При наличии этих документов, правильно заполненных и поданных в полном объеме, предприниматель может быть уверен в получении необходимой лицензии.
На видео: Юридические тонкости оформления электронно цифровой подписи
Более сложным вопросом будет получение лицензии в ФСБ: поскольку разработка электронной подписи относится к категории деятельности в области информационной безопасности, обязательно получение лицензии в этой государственной структуре. Для того чтобы гарантированно получить лицензию ФСБ, помимо подачи заявления, необходимо предоставить подробную информацию о штате предприятия. В том числе ФСБ интересует опыт работы и квалификация руководителя предприятия – желательно, чтобы он имел образование в области информационной безопасности, а стаж его работы был не менее 3-5 лет на аналогичной должности.
Для получения лицензии ФСБ обязательно предъявить определенный пакет документов, среди которых следующие:
- подтверждение права собственности или аренды помещения, которое компания будет использовать для работы;
- наличие документов, свидетельствующих о прохождении проверки и калибровки всеми вычислительными машинами, базами данных и остальным техническим оснащением;
- заявление о желании получить лицензию, которая позволит осуществлять деятельность в области информационной безопасности.
Таким образом, все необходимые для этого вида деятельности документы и лицензии можно получить в короткие сроки, имея в наличии стандартный пакет документов.
На видео: Как бесплатно получить неквалифицированную ЭЦП
Этапы создания бизнеса по разработке электронной подписи
Планируя открытие бизнеса, в первую очередь необходимо найти помещение, подходящее для оборудования офиса. Поскольку большинство крупных компаний размещаются в центре города, более удобно будет открыть предприятие в деловом районе. Это важно, так как заказать и получить электронную подпись можно только лично, а бизнесмены, имеющие напряженный рабочий график, не всегда могут себе позволить ездить на окраину города.
Так как в первое время количество клиентов очевидно не будет большим, офисное помещение иметь небольшую площадь и включать размещение необходимого технического обеспечения и рабочих мест для 3-4 сотрудников. Клиентами предприятия будут руководители серьезных организаций, важно, чтобы офис был оборудован презентабельно и строго, говоря о престиже компании.
Техническое оборудование и программное обеспечение должны быть качественными и обладать достаточными ресурсами для выполнения поставленных задач. Так, обязательны современные компьютеры и специализированное лицензированное программное обеспечение, а также мощные серверы. Таким образом, изначально следует рассчитывать на эти затраты сумму около 500 тысяч рублей.
Что касается штата предприятия, кроме руководителя, достаточно будет 2-3 специалистов. Для выполнения работы нужно нанять в штат опытных программистов, имеющих достаточный опыт в области обеспечения информационной безопасности, а также необходимые навыки в криптографии и создании электронных подписей. Если сам учредитель предприятия недостаточно компетентен в этой отрасли, он может, помимо руководящей функции, брать на себя административные и бухгалтерские обязанности. Отдельные вакансии, к примеру, должности охранника, технического персонала и даже бухгалтера и специалистов по обслуживанию техники и электроники, можно заполнить благодаря возможностям аутсорсинга. Это позволит тратить меньше средств на выплату заработной платы.
Поиск клиентов будет одним из важнейших заданий для начинающей, не зарекомендовавшей себя на рынке компании. В первую очередь необходимо предлагать свои услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Сообщать о своих услугах потенциальным заказчикам можно в формате электронных рассылок или размещать рекламу на бизнес-ресурсах своего города.
Для того чтобы получить дополнительный заработок и расширить количество клиентов компании, можно предлагать заказчикам дополнительные услуги, связанные с этим же профилем. В перечень дополнительных услуг могут войти подготовка различных видов документации, анализ и обработка информации, обновление и перевыпуск электронных подписей и другие.
Поскольку большинство компаний, особенно относящихся к среднему или крупному бизнесу, постепенно переходят на электронный документооборот, а значит, со временем востребованность электронных подписей будет только возрастать. Это означает, что такой вид бизнеса будет все более рентабельным и перспективным, а потому станет хорошей инвестицией для любого предпринимателя.