Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Добавлено в закладки: 0

В современной России огромную популярность имеет оформление договора коммерческой концессии, или договор франчайзинга. Эти два договора хотя и схожи, однако имеют различия, выделим их главные различия.

Во-первых, договор коммерческой концессии контролируется главой 54 Гражданского Кодекса РФ, а также применяют правила раздела 7 Гражданского Кодекса РФ о лицензионном договоре, когда это не противоречит положениям главы 54 Гражданского Кодекса РФ и самому понятию договора коммерческой концессии (пункт 4 статьи 1027 Гражданского Кодекса РФ). Договор франчайзинга наоборот не регулируется прямо законодательством РФ, лишь международными нормами.

Во-вторых, договор франчайзинга ввиду своей большой популярности более широкое понятие, нежели коммерческая концессия.

франчПо договору коммерческой концессии правообладатель (одна сторона) принимает на себя обязательство предоставить пользователю (другой стороне) за вознаграждение без указания срока или право применять в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, который включае право на знак обслуживания, товарный знак и права на прочие объекты исключительных прав, предусмотренные договором, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (статья 1027 Гражданского Кодекса РФ).

Предмет договора коммерческой концессии – предоставление в предпринимательской деятельности комплекса права использования исключительных прав на интеллектуальную собственность. Можно передавать почти все исключительные права. Приведем примеры самых часто передаваемых исключительных прав: знак обслуживания, товарный знак, секрет производства (ноу-хау), коммерческое обозначение, полезная модель, изобретение, промышленный образец.

По договору концессии не можно передавать лишь два исключительных права: наименование места происхождения и фирменное наименование товара ввиду прямого запрета законодателя.

Соответственно с пунктом 2 статьи 1474 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо исключительным правом на фирменное наименование не может распоряжаться, в том числе при помощи его отчуждения или предоставления права использования собственного фирменного названия другому лицу.

В согласии с пунктом 4 статьи 1519 Гражданского Кодекса РФ распоряжение исключительным правом на название места происхождения товара, в том числе при помощи его предоставления другому лицу или отчуждения права использования данного названия, не допускается.

Договор коммерческой концессии является возмездным, консенсуальным, обязывающим двусторонне.

Сторонами договора коммерческой концессии являются: правообладатель — лицо, которое предоставляет право применения комплексом исключительных прав и пользователь — лицо, которому передаются эти права. Соответственно с пунктом 3 статьи 1027 Гражданского Кодекса РФ договор коммерческой концессии применяют в области предпринимательской деятельности, поэтому стороны – лишь граждане, которые зарегистрированы, как индивидуальные предприниматели, коммерческие организации.

Пункт 1 статьи 1028 Гражданского Кодекса указывает, что договор необходимо заключать в письменной форме, при этом при помощи составления одного документа, который подписан сторонами, так как закон требует его зарегистрировать. Неисполнение требования о письменной форме сделки может повлечь за собой ее ничтожность.

Законодатель усматривает государственную обязательную регистрацию договора коммерческой концессии в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Отсутствие госрегистрации влечет за собой ничтожность соглашения.

Большинство норм, которые регулируют договор коммерческой концессии, являются диспозитивными, то есть по соглашению сторон указываются. Стороны договариваются сами делать договор бессрочным или срочным, передавать в максимальном или минимальном объеме исключительные права, на территории РФ. Единственное о чем, нельзя забывать при составлении документа, что в нем необходимо указать все существенные условия.

Условия договора

Кроме предмета к существенным условиям относят такие условия:

  • Объем использования исключительных прав комплексом;
  • Способ и сроки, форма оплаты вознаграждения;
  • Срок договора;
  • Область предпринимательской деятельности пользователя;
  • Территория использования прав.

В предмете необходимо обязательно указать список передаваемых исключительных прав, а также дату и номер выдачи документа, который подтверждает исключительное право. Когда стороны не предусмотрят какое-либо из данных условий, то договор будет признаваться не заключенным.

Сроки, форма, способ оплаты вознаграждения за пользование комплексом исключительных прав определяют стороны.

Цена договора связана с оценкой стоимости исключительных прав, которые передаются. Обычно вознаграждение, которое выплачивается правообладателю пользователем, включает в себя две части:

  • фиксированную сумму, т.е. плата за присоединение к фирменной сети правообладателя, которая сразу после заключения договора выплачивается (другими словами, “паушальный платеж”);
  • периодических платежей в дальнейшем, которые определяются в процентах от выручки, в твердых суммах, в надбавке за оптовую цену товара (тили “роялти”).

В договоре коммерческой концессии возможно выделить такие позитивные стороны:

  • Оформление этого договора дает правообладателю возможность увеличить свое влияние на рынке (конкурирующую продукцию вытеснить) без того, чтобы было необходимо открывать филиалы или дочерние общества организовывать, нанимать дополнительно работников, изучать неизвестный рынок и так далее не только без добавочных финансовых вложений, но получая даже прибыль от платежей пользователя при этом .
  • Договор дает пользователю возможность вести предпринимательскую деятельность по технологии и под именем компании, известной на рынке, что не нуждается в значительных интеллектуальных затратах на организацию нового дела, уменьшает предпринимательский риск, делает быстрее окупаемость капиталовложений. Пользователь под покровительством правообладателям находится, сохраняя одновременно от него формальную независимость.

Образец договора коммерческой концессии имеет приложения:

  • Перечень документов;
  • Состав комплекса исключительных прав;
  • График платежей;
  • Перечень дополнительных услуг.

Договор коммерческой концессии имеет сопутствующие документы:

  • Дополнительное соглашение;
  • Акт приема-передачи документов;
  • Протокол согласования разногласий;
  • Протокол разногласий.

Образец договора коммерческой концессии (франчпйзинга)

Образец договора коммерческой концессии (франчайзинга) _001 Образец договора коммерческой концессии (франчайзинга) _002 Скачать образец договора коммерческой концессии (франчайзинга) в формате .doc


Показать ещё

Нет комментариев и отзывов для “Договор коммерческой концессии (франчайзинг)”

К сожалению, еще никто не комментировал данную статью, Ваш отзыв будет первым!

Ваш отзыв очень важен для нас.





Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля