Добавлено в закладки: 0
Технологии развиваются все стремительней, документы переводят в электронный формат. Также произошло и с листом нетрудоспособности. Сегодня медицинские учреждения выдают электронный больничный лист, ФСС же курирует этот проект. Организации и их сотрудники задаются следующими вопросами: как получить электронный больничный, как заполнить электронный больничный лист в фсс, как работать с электронными больничными работодателю и т. д. В этой статье вы узнает о том, что такое электронный листок нетрудоспособности, инструкция по заполнению будет также прикреплена.
Как это работает?
Что же такое электронный больничный лист? Инструкция по работе с ним будет чуть позже. Давайте разберемся. Главным звеном в цепочке, связывающей работодателя, сотрудников и больницы, является ФСС, который принимает бланки на рассмотрение. Отсюда вновь возникают вопросы: как найти электронный больничный лист на сайте фсс, как распечатать электронный больничный через портал, как заполнить электронный больничный лист работодателю. Процесс происходит в следующем порядке.
Доступ к этим данным есть и у работодателя, который вправе проверить достоверность.
Как правильно оформляется: пошаговая инструкция
Процесс оформления касается работодателя, организации, сотрудников и медицинского учреждения. Это процесс состоит из трех каналов: медицинское учреждение, работодатель, которые оформляют больничный, и ФСС, куда поступает информация. Все начинается в больнице, куда приходит пациент для оформления больничного листа.
Какую информацию вносит работодатель
Первое, что интересует работодателя – это номер выписки сотрудника. При его получении переходим на сайт ФСС и ищем пункт «Электронные листки нетрудоспособности». Чтобы запросить больничный, заполняется номер бланка и СНИЛС.
В самом больничном работодатель заполняет:
- название организации;
- регистрационный номер;
- размер и дата назначения выплачиваемого пособия;
- страховой стаж;
- ИНН сотрудника;
- причина нетрудоспособности;
- дата начала работы;
- Ф.И.О. директора и главного бухгалтера;
- средний доход работника;
- процент оплаты.
Информация та же, что и на бумажном носителе. Далее справка о нетрудоспособности заверяется и отправляется в ФСС. После в программе появится статус «Заполнен страхователем».
Какую информацию вносит врач?
Не стоит забывать, что создание ЭЛН – дело добровольное, работник вправе отказаться и попросить традиционный документ.
В первую очередь, врач запрашивает номер больничного в системе «Соцстрах» (на данном этапе необходима электронная подпись). Получив номер, врач открывает справку, в который вписывается информация о диагнозе. Врач заверяет бумагу подписью и передает ее в ФСС.
Первый раздел: листок нетрудоспособности
Первая часть носит формальный характер. В ней указываются общие сведения:
- первичность документа;
- название и адрес медицинской организации;
- регистрационный номер юридического лица;
- дата оформления;
- Ф.И.О. сотрудника;
- дата рождения пациента;
- причина нетрудоспособности;
- название организации.
Приступим к следующему разделу.
Второй: освобождение от работы
Это короткий, но значительный пункт. Здесь прописывается период нетрудоспособности. Состоит из следующих частей:
- дата начала и конца больничного;
- должность, Ф.И.О. и подпись врача.
Ниже больничный продлевается, если сотрудник не поправился к обозначенному сроку.
Третий: путевка, уход за детьми
Этот пункт повествует об особенностях вида нетрудоспособности, болезни. Сюда можно отнести следующее:
- дата начала путевки, родов;
- дата конца путевки и номер;
- ОРГН медицинского учреждения.
Также в листе по нетрудоспособности есть пункт — «По уходу». Его выдают на основании ухода за членами семьи. Он содержит:
- возраст и Ф.И.О. больного;
- вид родственной связи.
В этом пункте сотрудник вправе указать двух родственников (при болезни обоих). Под это отведены специальные поля.
Четвертый: стационар, инвалидность, нарушение режима
И последний раздел, который заполняет врач, состоит из трех коротких положений:
- стационар (дата нахождения);
- нарушение режима (указывается код, причинами являются несоблюдение режима, уход из стационара, отсутствие выписки при выходе на работу и т.д.);
- инвалидность (дата направления в бюро медико-социальной экспертизы, дата регистрации документов в МСЭ, свидетельство в бюро, установление или изменение группы инвалидности, подпись руководителя МСЭ).
На этом этапе заканчиваются полномочия врача, теперь заполнить данные в больничном листе должен работодатель.
Подготовка к работе с ЭЛН
Прежде чем работать с электронными справками нетрудоспособности, выполняется несколько формальностей, ключевая из которых – это регистрация.
Зарегистрируйтесь в системе
Для работы необходимо подключать организацию к системе.
В начале работы авторизуйтесь в системе «Соцстрах» от ФСС (http://cabinets.fss.ru/). Перейдите по ссылке и введите логин и пароль учетной записи на Портале государственных услуг РФ. После регистрации появится окно выбора сертификата для ЭП (сертификат ключа проверки электронной подписи), выберете соответствующий. Теперь у вас есть доступ ко всем ЭЛН сотрудников. После авторизации заполните информацию об организации. Возможности системы будут доступны работодателю при выполнении двух условий:
- Медицинское учреждение и организация имеют доступ к системе.
- Работник письменно подтвердил согласие на электронный формат больничного листа.
Только тогда врач выдает пациенту ЭЛН (согласно ФЗ №86).
Перераспределите обязанности
Теперь нужно позаботиться об ответственных лицах, которые будут работать с ЭЛН. Определите главного бухгалтера, который будет оформлять больничные листы. Откройте ему доступ в систему ФСС.
Позаботьтесь о том, чтобы и другие сотрудники бухгалтерии владели навыками работы с электронными листами нетрудоспособности.
Уведомите сотрудников об изменениях
Следующий шаг – уведомление работников компании о возможности оформления электронного листа. Донести информацию можно рассылкой по почте, либо официальным приказом под подпись. Решение о переходе на электронный формат стоит за сотрудником. Если он хочет получать форму в бумажном виде – это его право.
По возможности проконсультируйте сотрудников. Поговорите с ними о плюсах такого решения и объясните порядок оформления.
Этап выплаты пособия
После заполнения формы организацией сотрудника документ переходит в ФСС для оплаты. В России система начисления отличается в зависимости от региона. Организация вправе выбирать способ: зачетная система или прямые выплаты. Последнее принадлежит к идеям ФСС, еще не все работодатели перешли на новый вид выплаты. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Зачетная система
Этот вид классический и используется давно. Работодатель выплачивает пособие по нетрудоспособности из собственных средств, затем страховой фонд вносит компенсацию организации.
Также такие траты вписываются в счет уплаты взносов на социальное страхование. Пособие рассчитывается и выплачивается сотруднику с ЗП.
Прямые выплаты
Уже упоминалось, что прямые выплаты — это проект ФСС, за которым уже закрепился ряд регионов. Фонд социального страхования выплачивает пособия сотрудникам напрямую. Организация не делает выплаты из собственных средств. Сотрудник не ждет зарплаты, чтобы получить пособие. Выплата происходит в течение десяти дней после предоставления документов в ФСС. Оплата гарантирована и не зависит от финансового положения организации. В таком случае споры с работодателем сводятся к нулю. Работником выбирается приемлемый вариант для получения пособия.
Порядок оформления следующий.
- Бухгалтер рассчитывает средний заработок для выплаты.
- Если первые три дня оплачивает организация, этот пункт включается в следующую ЗП;
- Реестр подготавливается к отправке в электронном виде.
- Информация отправляется в ФСС.
- Далее сотрудник получает пособие денежным переводом. Убедитесь в факте получения сотрудником выплаты.
Таким образом, сотрудник получает положенные деньги напрямую через ФСС. Организация имеет преимущества в финансовом плане; снижается объем работ, в то время как пособия из собственных средств не выплачиваются.
Преимущества электронных больничных
ЭЛН имеет множество преимуществ перед бумажным форматом:
- Надежность. Отсутствует риск фальсификации, так как электронный документ невозможно подделать, мошенники не станут прикладывать много труда ради больничного листа.
- Легкое в оформлении. В электронном формате отсутствуют тонкости, как в бумажном аналоге, например, неверный цвет ручки может привести к недействительности справки, важно определенное расположение печати, в ЭЛН такие формальности отсутствуют.
- Уменьшение расходов. Бумажные документы передаются в ФСС, листы нетрудоспособности нуждаются в строгом учете и проверяются на подлинность, архив бумаг нужно хранить и обрабатывать.
- Сохранность. Больничный лист будет надежно храниться в базе данных, его невозможно потерять, бухгалтер может обратиться к нему в случае необходимости.
- Доступность. Программы легко изучить пользователю с базовыми знаниями ПК, нужно только ознакомиться с инструкцией. Интерфейс программы понятен.
- Моментальное закрытие больничного. Работник не обязан приходить в медицинское учреждение, чтобы закрыть больничный, система прописывает дату закрытия автоматически;
- Прямые выплаты. Уже упоминалось, что пособие сотрудник получает напрямую, минуя рабочую организацию. Сумма будет выплачена в срок до десяти дней с момента оформления документа.
Конечно, есть такие негативные стороны, как неподготовленность персонала, который совершает ошибки в работе с системой, которая, в свою очередь, может давать сбои.