Добавлено в закладки: 0
Договор хранения на товарном складе от других видов хранения отличается прежде всего особенным субъектным составом. Как показывает произведенный анализ, исследуемые правовые отношения по хранению появляются между товарным складом и товаровладельцем.
Рассмотренный порядок контролирует взаимоотношения по лицензированию в случаях заключения договора до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»116. Соответственно со статьей 20 данного закона он вступает в силу по завершении шести месяцев от дня его официального опубликования. Новый закон вопрос о лицензировании товарных складов не решил. На основе статьи 17 Закона лицензированию подлежит деятельность по хранению газа, нефти, продуктов их переработки; химического оружия; психотропных веществ и наркотических средств; промышленного назначения взрывчатых материалов. Наряду с этим, положительные тенденции также наблюдаются. Деятельность товарных складов по хранению продуктов переработки и непосредственно зерна теперь необходимо лицензировать.
Но законодательная коллизия все еще сохраняется, так как указание на наличие лицензии у склада общего пользования следует все же из статьи 908 Гражданского Кодекса РФ.
Отсутствие в законе четкого закрепления нормы о необходимости складам общего пользования и товарным складам иметь лицензию имеет определенные правовые последствия, к примеру, при разрешении вопроса о привлечении должностных лиц данных складов к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171 Уголовного Кодекса РФ).
В проекте Федерального закона «О простых и двойных складских свидетельствах », который приняли в первом чтении 16.12.1998 года Государственной Думой был порядок лицензирования товарных складов. Соответственно со статьей 2 данного законопроекта было введено понятие «лицензированный хранитель», под которым подразумевается товарный склад, который имеет лицензию на право на выдачу складских свидетельств и на право деятельности по хранению имущества. Считалось, что лицензию необходимо выдавать организациям-хранителям, которые удовлетворяют технические требования, которые предъявляются к товарным складам, учитывая их финансовое состояние. Но считается, что введение данного дифференцированного подхода к вопросу выдачи лицензии может вызвать злоупотребление со стороны органов, которые осуществляют лицензирование. Условия выдачи лицензий, условия отказа выдачи, порядок их аннулирования, выдачи, приостановления, а также способ их восстановления при утрате должно определять Правительство Российской Федерации, а когда они отсутствуют, органы исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право решать данные вопросы самостоятельно. Считалось, что орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать лицензии, должен вести список )реестр) товарных складов, которые получили такие лицензии.
Законодательное закрепление данных положений разрешило бы во многом проблемы, которые возникают при осуществлении деятельности товарными складами общего пользования.
Особенности материалов
В отношении другой стороны договора, закон применяет специализированныный термин «товаровладелец». На основе произведенного анализа можно сделать вывод, что поклажедателями по этому договору являются какие-либо частные предприниматели и юридические лица, для которых вещи, передаваемые на хранение являются товаром, то есть такими вещами, продажу которых поклажедатели могут производить в границах собственно предпринимательской деятельности. Физические лица могут являться поклажедателями по договору хранения на товарном складе лишь в случае, когда вещь, которая сдана на хранение, для них является товаром, то есть обладает всеми вышеперечисленными характеристиками.
Наряду с этим круг субъектов исследуемого договора можно ограничить оборотоспособностью товара. Так, Положение о складских двойных свидетельствах Гохрана России119 в качестве участников по складскому хранению правоотношения драгоценных камней и драгоценных металлов допускает лишь юридические лица. В пункте 22 этого Положения указывают, что поклажедатель ценностей — какое-либо юридическое лицо, размещает ценности на хранение на праве собственности, или по договору поручения или договору доверительного управления имуществом . Поклажедатели должны не иметь ограничений по правоспособности владения ценностями, совершению сделок хранения ценностей, совершению сделок направленных на отчуждение данных ценностей, и сделок, которые направлены на обременение ценностей правами третьих лиц.
На основе анализа научной литературы и нормативных актов возможно сделать вывод, что стороны по договору складского хранения – товарный склад и поклажедатель. Когда в качестве первого выступают какие-либо лица, которые в торговом обороте принимают участие, то вторая сторона как специальный субъект характеризуется. Товарный склад – профессиональный хранитель, поэтому таковым может являться организация, которая осуществляет в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказание услуг, которые связаны с хранением. Товарный склад общего пользования — лишь товарный склад, из из текста регламента работы и учредительных документов которого или из других актов проистекало, что товарный склад должен принимать товары на хранение от какого-либо поклажедателя. В связи с этим нужно внести в Федеральный Закон «О лицензирование отдельных видов деятельности» изменения и разработать проект Положения «О лицензировании деятельности по складскому хранению». Порядок работы профессионального хранителя во многом связан с типом товаров, которые сданы на хранение.
Образец договора хранения материалов
Скачать образец договора хранения материалов в формате .doc