Добавлено в закладки: 0
Бухгалтерская отчетность – это документация, отражающая финансовые и иные показатели работы предприятия за отчетный период или на определенную дату. Пользователи подобной документации могут сделать выводы об изменении стоимости денежных активов, имуществе организации, рентабельности, перспективах развития.
Основные принципы и требуемые характеристики по ведению учета себестоимости, прибыли, имущества и других показателей отражены в ФЗ №402 от 06.12.2011.
Первичные регистры учета служат основой для составления итоговой отчетности и налоговых деклараций. Достоверность сведений – главный принцип составления бухгалтерских документов.
Документы годовой отчетности
Законодательством РФ установлено, что все хозяйствующие субъекты обязаны сдавать отчеты и декларации в контролирующие органы каждый год. К обязательным документам, подготавливаемым для этих целей частными предпринимателями на общей системе налогообложения, относятся:
- бухгалтерский баланс. На основании этого отчета можно сделать вывод о формировании активов, а также о структуре обязательств предприятия;
- отчет о финансовых результатах. Все необходимые сведения о рентабельности отражены в нем за текущий и предшествующий ему период;
- приложение к балансу об изменении капитала;
- приложение к балансу о движении денежных средств.
Упрощенная система налогообложения облегчает работу бухгалтера, который составляет две основных формы отчетности: баланс и отчет о прибыли без подробной расшифровки сведений.
Кто относится к пользователям отчетности?
Ежегодные формы могут быть полезны для таких целей:
- При подготовке управленческих форм учета используются специфические данные и регистры. Предназначаясь для руководителей предприятий, такие отчеты позволяют проанализировать изменение данных по полученной прибыли, ее формирование, оптимизировать расходы и проконтролировать другие операции, связанные с временным изменением доходов. На основании подобной отчетности инвесторы делают выводы об эффективности работы вложенных денежных ресурсов.
- Пользователем годовой отчетности является также Комитет по статистике, который занимается сбором и анализом сведений об экономической ситуации.
- Для осуществления контроля в конце года основные формы бухгалтерской отчетности сдаются в Налоговую инспекцию. Допускается составление и промежуточных отчетов за квартал или месяц, но в органы налогового контроля предоставляются именно годовые формы.
Заинтересованных в данных бухгалтерских отчетов лиц можно условно поделить на две группы:
- внутренние;
- внешние пользователи.
К первой группе могут быть отнесены сотрудники предприятия, которые имеют санкционированный доступ к такой отчетности. Но чаще всего это: директор, сотрудники бухгалтерии, старшие менеджеры.
Акционеры, вкладчики, аудиторы, контрагенты могут оказаться в числе внешних пользователей отчетности. Сюда же относятся контролирующие органы.
Требования к бухгалтерским документам
Работа бухгалтера и данные, которые он предоставляет в качестве отчетных, должны соответствовать определенным правилам, закрепленным законодательно.
В первую очередь, это – достоверность сведений, отраженных в отчетах. Для обеспечения этого принципа на предприятии проводится перепись имущества, в ходе которой выявляется его фактическое наличие, его состав и стоимость. Обязательно такая процедура сопутствует внесению данных в годовой баланс.
Бухгалтерия организации – это не просто набор цифр и кодов строк. Она должна нести реальную пользу. Так, сравнение данных за разные периоды, надежность и объективность сведений, отсутствие ошибок, сопоставимость показателей для выявления тенденции развития – все это определяет полезные качества бухгалтерии.
Полное отражение сведений в документах – требование относительно получения данных о прибыли, финансовом благополучии и их изменение на основании представляемых документов.
Отражаемые данные должны иметь значение и основу для дальнейшего развития и управленческих инициатив.
Недопустимо составление отчетности для одностороннего удовлетворения требований определенной группы пользователей, она должна быть объективна и нейтральна.
Последовательность составления отчетов означает то, что организация составляет отчеты от одного периода к другому с сохранением основных показателей. Только при смене вида предоставляемых услуг допускается изменять основные показатели.
Правила заполнения
Заполнение отчетных форм также регулируется законом. Так, они должны заполняться на русском языке, показатели отражаются в рублях.
Основные реквизиты форм отчетности, которые обязательно фиксируются на документе:
- вид отчета;
- отчетную дату, а также период, за который он был составлен;
- данные о предприятии: наименование и идентификационный номер;
- виды деятельности и форма организации;
- адрес;
- когда был подписан документ.
Право подписи бухгалтерских отчетов имеет руководитель. Бухгалтер либо ответственное за составление документа лицо подписывают их только в случае наличия письменного документа, делегирующего эту обязанность (например, в случае, когда бухгалтер нанимается для этой работы).